Военная организация Восточной Римской империи
Общественное и политическое устройство Восточной Римской империи определяло состав и характер ее вооруженных сил. В армии не разрешалось служить сенаторам (высшим сановникам), так как они могли узурпировать императорскую власть, что уже не раз делали полководцы этой армии. Запрещалась служба в армии и куриалам — городскому сословию, которое обязано было собирать налоги и нести тяжелые государственные повинности, а также ремесленникам и торговцам. Рабы также на службу в армию не допускались. Могли служить в войсках лишь низшие слои городского и сельского населения. Согласно существовавшей системе комплектования крупные и средние землевладельцы обязаны были направлять определенное количество зависимых от них людей на воинскую службу. В армию обычно отправляли тех, кто с точки зрения землевладельца не представлял большой ценности. Можно было откупиться от этой повинности, выплатив определенную сумму за каждого положенного человека. На полученные таким образом средства правительство нанимало на службу «варваров».
Зачисленных в армию солдат клеймили, обращались с ними как с рабами. Солдат приносил присягу и обязан был служить в армии 20–25 лет. Ему разрешалось вступать в брак, но дети солдата обязательно зачислялись в войска. Такая армия, естественно, не отличалась особой боеспособностью. Бо́льшую часть армии составляли наемники. На службу зачислялись целые отряды «варваров» во главе со своими военачальниками. В Римской империи даже в период «варваризации» армии командный состав комплектовался только из римлян. Через 10 лет после адрианопольского поражения в армии Восточной Римской империи на службе состояло 40 тысяч готов. Наемники являлись надежной силой только для борьбы с народными восстаниями, но не годились для войн с внешними врагами. Политика «варваризации» армии встречала противодействие как в высших кругах, так и в низших слоях населения. В 397 или в 398 г. один епископ писал императору:
Война для защиты государства не может с успехом вестись иноплеменными войсками. Берите защитников отечества с собственных полей и из подвластных городов. В них вы найдете настоящую охрану того государственного порядка и тех законов, в которых родились и воспитывались воины. Разве вы не видите крайней опасности в том, что те чуждые нам военные люди, которым вы вверили защиту нашей страны, могут захотеть господствовать над безоружным населением? Постарайтесь же умножить собственные легионы. Вместе с этим поднимется и народный дух, который с успехом выдержит борьбу с вражеским вторжением
В V в. армии Восточной Римской империи пришлось вести борьбу в Африке с вандалами, а в Европе — с гуннами. С 442 г. вандалам удалось прочно утвердиться в Африке. Гунны в 441 г. напали на Восточную империю, взяли ряд балканских крепостей и разрушили их, а во фракийском Херсонесе разбили императорскую армию. Окончательный разгром император предотвратил откупившись золотом. В 447 г. гунны вновь вторглись в пределы империи, разорили около 100 городов и на берегах реки Вид вторично разбили римскую армию. Император снова вынужден был откупиться и уступил гуннам часть территории империи. В 465 г. император двинул против вандалов сильную армию и огромный флот (1113 судов). Но вандалы уничтожили флот у мыса Меркурия, что заставило отступить сухопутную армию. Ни флот, ни армия Восточной империи в V в. не в состоянии были успешно бороться с «варварами». Спасало империю ее богатство, дававшее возможность откупаться от «варваров» золотом, а также политика натравливания одних соседей на других.
В 529 г. вышел в свет новый кодекс прав, который был назван Кодекс Юстиниана. В нем была сделана попытка упорядочить устройство вооруженных сил империи. Согласно кодексу армия Восточной Римской империи состояла из трех частей: одиннадцати отрядов (схол) дворцовой гвардии, регулярных частей из местного населения и наемников (федератов) из «варваров», являвшихся большей и лучшей частью армии.
Кроме того, по образцу «варваров», каждый военачальник имел у себя лично на службе дружину, численность которой достигала нескольких тысяч человек. Так, например, дружина полководца Велизария насчитывала свыше 7 тысяч человек. Конница состояла из отрядов федератов, пехота комплектовалась из местного населения.
Армия была неоднородна, она имела многоплеменный состав. Так, например, в состав армии, направленной в Италию под командованием Нарсеса, входили: отряды лангобардов, герулов, персов, сарматов и др., сражавшиеся за деньги с такими же «варварами». Наемники были ненадежной частью армии, так как часто переходили на сторону противника, если это представляло для них выгоду.
Главным оружием конницы и пехоты был лук со стрелами. Широко применялись метательные машины и полевые укрепления, из-за которых пехота метала стрелы. Бой метательным оружием являлся уже самостоятельным видом боя, а не подготовкой к рукопашному бою. Исчезла дифференциация пехоты; тяжеловооруженная пехота слилась с легковооруженной. Главным родом войск становилась конница, так как персы, вандалы, готы и другие народы, с которыми воевала армия Восточной империи, имели сильную конницу.
Лучник сидел на коне и имел надежное защитное вооружение; кроме лука и стрел, у него было еще и копье. Запас копий для метания, как свидетельствуют изображения на сохранившихся барельефах, находился в обозе во вьюках. Подготовке лучников уделялось большое внимание: было разработано «руководство для стрельбы из лука», согласно которому стрелок должен был вести фланговый обстрел, так как с фронта воин прикрывался щитом. На вооружении отрядов федератов находилось разнообразное оружие, в том числе боевые топоры.
Преобладание отрядов федератов в значительной мере определяло формы организации армии Восточной Римской империи. От римского легиона как организационной и тактической единицы осталось только одно название. Легионом теперь называли отряд войск различной численности и организации.
Боевой порядок римской армии имел две основные линии: в первой линии находилась конница, во второй линии — пехота. Конница вела бой в компактном строю. Обычная глубина ее построения была 5–10 шеренг. Часть конницы действовала в рассыпном строю; вторая, имевшая задачу поддерживать первую линию, находилась в сомкнутом строю; третья часть предназначалась для охвата фланга противника; четвертая должна была сковывать другой его фланг.
Постоянные нашествия «варваров» и особенно нападения славян, массовые вторжения которых относятся к началу VI в., заставили римлян развернуть большие работы: прокладывались дороги, строились мосты, возводились оборонительные сооружения, представлявшие систему укрепленных пунктов, а не сплошные валы и стены. Многие поместья на Балканах были превращены в мощные укрепленные замки. На Дунае за первой линией старых римских укреплений появились две новые линии: в Дакии, Дардании и Мезии, и на юге — в Эпире, Македонии, Фракии. Укреплялось побережье Черного моря: Херсонес, Алустий (Алушта), Грузуввишты (Гурзуф). Линия укреплений шла до гор Армении и далее до берегов Евфрата, а также от Цейты в Марокко через всю Африку. С начала VI в. армии Восточной Римской империи пришлось вести борьбу со славянами и с арабами. Славяне не раз появлялись во Фракии, Македонии и Фесалии.
Армия Восточной Римской империи выдвинула ряд довольно талантливых военачальников. Среди них выделялся Велизарий, уроженец Фракии. В возрасте 23 лет он был начальником гарнизона пограничной крепости Дара, а в 25 лет уже занимал пост магистра армии — высшую военную должность. Успешно командовали войсками Нарсес, Мунд и другие военачальники.