Чол-хан

черновик
ЧолханШевкаллетописный Щелкан Дюдентьевич
?1326 г.

Монгольский царевич, сын царевича Тудакана, двоюродный брат хана Узбека.

В качестве ханского баскака в Твери вызвал в 1327 г. своими, обычными тогда для татар, насилиями восстание местного населения. Текст древней повести о Шевкале и народной песни о Щелкане Дудентьевиче передают эти события следующим образом: в тот год в Тверь приехал свирепый ханский посол Шевкал, или Щелкан, близкий родственник хана Узбека. До сих пор татарское владычество над Русью происходило издалека. Теперь, видимо, татары задумали иное. Царевичи и татарские вельможи стали будто бы говорить хану, что для полного завоевания Русской земли необходимо совершенно уничтожить и тверских и всех остальных русских князей, причем будто бы именно Щелкан и вызвался это совершить: «Если повелишь мне,— сказал он Узбеку,— я пойду на Русь и разорю христианство, князей их изобью, а княжьих детей к тебе приведу». Хан согласился с ним и послал его на Русь. Приехав в Тверь, Щелкан действительно изгнал великого князя Александра Михайловича с отцовского двора и сам поселился в нем. Тут же начались грабежи и насилия; жители стали возмущаться и жаловаться князю. Однако Александр не мог помочь им из-за боязни гнева хана и сильного отряда, который Щелкан привел с собой, и велел терпеть. Но тверичи искали лишь удобного случая, чтобы броситься на татар и отомстить за многочисленные обиды. Щелкан тоже ждал, когда люди соберутся все вместе, чтобы разом истребить всех христиан. И вот, в день Успения Богородицы дьякон Дюдко повел рано утром молодую и здоровую кобылицу на водопой. Увидя красивую лошадь, татары кинулись ее отнимать. Могучий Дюдко вступился за свою собственность, и началась свалка, послужившая сигналом к кровопролитному побоищу с обеих сторон. Александр, узнав к тому времени о замысле Шевкала и видя, что ему не разнять схватившихся не на жизнь а на смерть русских и татар, возглавил эту битву. Сражались весь день; к вечеру великий князь стал одолевать, и Щелкан с остатками своего отряда укрылся в княжеском дворце. Тогда восставшие подожгли его, и баскак сгорел там вместе со своими татарами. Гостей — ордынских купцов, никак не участвовавших в битве, безрассудные тверичи тем не менее убили всех: кого посекли мечами, кого пожгли на кострах, а иных утопили в Тверце, так что не осталось даже вестника, который бы рассказал о случившемся хану. Услышав об этом погроме, Узбек рассвирепел на тверских князей и решил уничтожить не только их, но всех их подданных. В страшном гневе он тут же потребовал к себе московского князя Ивана Калиту, своего верного союзника в Северо-Восточной Руси, чтобы его руками уничтожить непокорное тверское гнездо. Непосредственным следствием этого кровавого события был жестокий погром Тверского княжества, осуществленный т. н. Дюденевой ратью и войском Московского княжества во главе с Иваном Калитой.

Династические связи

Ордынский царевич, Батугид.

Славянская энциклопедия : Киевская Русь — Московия в 2 т. / cост В.В. Богуславский — М.: Олма-пресс, 2003.Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб.. 1876Воронин H. Н. «Песнь о Щелкане» и тверское восстание 1327г. // ИЖ. 1944. № 9Клюг Э. Княжество Тверское. 1247—1485 гг. Тверь, 1994Московский летописный свод конца XV в. // ПСРЛ. T. XXV. М.—Л., 1949Нечволодов А. Сказания о Русской земле. В 4 т. СПб., 1913.Рогожский летописец. Тверской сборник /ПСРЛ. М., 1965. Т. 15. (Вып. 1)Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлечения из персидских сочинений. T. I. СПб., 1884; T. II. М,—Л., 1941Тихомиров М. Н. Крестьянские и городские восстания на Руси XI—ХШ вв. М., 1955Феннел Д. Кризис средневековой Руси. 1200—1304. М., 1989Полный список использованной литературы