Петр Бориславич
Киевский боярин и приближенный нескольких великих князей (Изяслава Мстиславича, его сына Мстислава, Рюрика Ростиславича и др.).
В 1138 г. в свите великого киевского князя Ярополка Владимировича113239 участвовал в военных действиях в Карпатах. В 1142— 1146 гг. находился при Изяславе Мстиславиче в Переяславле Южном. Тогда уже (по мнению Б. А. Рыбакова) стал работать над созданием иллюстрированной летописи о событиях в Юго-Западной Руси, начинающихся с 1127 г. В 1146 г. перешел вместе с Изяславом (ставшим великим князем) в Киев. В 1149 г. сопровождал князя при его отъезде на Волынь, когда Юрий Долгорукий вынудил Изяслава оставить Киев. Весной 1151г. Юрий послал на Владимир-Волынский войско во главе с сыном Андреем (Боголюб-ским) и своим союзником — галицким князем Владимирком Володаревичем.
Однако Изяслав форсированным маршем обошел на пути Андрея и Владимирка и ворвался в Киев. Юрий, бросив дружину и свой княжеский архив, бежал. Позже он попытался вместе с черниговским князем Святославом Ольговичем вернуть себе Киев, но был разбит на р. Рута. В это время сын Изяслава Мстислав вел на помощь отцу союзных венгров, но Владимирко разбил их у г. Тере-бовль. Венгерский король Геза II (зять Изяслава) решил отомстить Владимирку. В 1152 г. на р. Сан близ г. Перемышль (владения Владимирка) произошла торжественная встреча Изяслава и венгерского короля. Затем произошло сражение между союзниками и Владимирком, который потерпел поражение и укрылся за стенами Перемышля. Оттуда он посылал послов к королю, подкупая его вельмож и архиепископа. Несмотря на то, что юный Мстислав Изяславич, весьма отрицательно настроенный к Владимирку, «вельми препираше короля», старавшегося смягчить условия мира с га-лицким князем, победило мнение короля и его подкупленных сановников: получить от Владимирка лишь клятвенное обещание вернуть захваченные им в период усобицы города. «И тако отрядите мужа своего с честным крестом к Володимеру. Изяслав посла Петра Борисовича [Бориславича], а король посла свои мужи...» Юрий между тем продолжал домогаться Киева, и Владимирко, нарушив клятву королю, снова решил помочь суздальскому владетелю и пошел на Изяслава, но был отогнан с пути. Весной 1153г., по словам Ипатьевской летописи (в переводе Б. А. Рыбакова), «...Изяслав послал к Владимиру Галицкому с договорными грамотами Петра Бориславича, так как именно он был в Перемышле вместе с королевскими послами и приводил Владимира к присяге. Изяслав писал Владимиру: «Ты нам с королем целовал крест, что вернешь все русские области, которые ты захватил, но ты ничего этого не выполнил. Сейчас я ничего этого не поминаю, но если ты хочешь соблюдать договор и быть вместе с нами, то верни мне те мои города, относительно которых ты давал мне и королю клятвенное обещание. Если же ты не захочешь их вернуть, то это означает, что ты нарушил договор, скрепленный клятвой на кресте. Тогда — вот твои крестоцеловальные грамоты, а нам с королем в отношении тебя — как бог даст!» И ответил Владимир послу: «Передай: о, брат! Ты изловил меня и короля поднял на меня, но если буду жив, то или голову свою сложу, или отомщу за себя!» И ответил ему Петр: «Князь! Ты же крест целовал брату своему Изясла-ву и королю тоже целовал крест, поклявшись, что все договоренное выполнишь и будешь их союзником. Но ведь ты на-
Однако Изяслав форсированным маршем обошел на пути Андрея и Владимирка и ворвался в Киев. Юрий, бросив дружину и свой княжеский архив, бежал. Позже он попытался вместе с черниговским князем Святославом Ольговичем вернуть себе Киев, но был разбит на р. Рута. В это время сын Изяслава Мстислав вел на помощь отцу союзных венгров, но Владимирко разбил их у г. Тере-бовль. Венгерский король Геза II (зять Изяслава) решил отомстить Владимирку. В 1152 г. на р. Сан близ г. Перемышль (владения Владимирка) произошла торжественная встреча Изяслава и венгерского короля. Затем произошло сражение между союзниками и Владимирком, который потерпел поражение и укрылся за стенами Перемышля. Оттуда он посылал послов к королю, подкупая его вельмож и архиепископа. Несмотря на то, что юный Мстислав Изяславич, весьма отрицательно настроенный к Владимирку, «вельми препираше короля», старавшегося смягчить условия мира с га-лицким князем, победило мнение короля и его подкупленных сановников: получить от Владимирка лишь клятвенное обещание вернуть захваченные им в период усобицы города. «И тако отрядите мужа своего с честным крестом к Володимеру. Изяслав посла Петра Борисовича [Бориславича], а король посла свои мужи...» Юрий между тем продолжал домогаться Киева, и Владимирко, нарушив клятву королю, снова решил помочь суздальскому владетелю и пошел на Изяслава, но был отогнан с пути. Весной 1153г., по словам Ипатьевской летописи (в переводе Б. А. Рыбакова), «...Изяслав послал к Владимиру Галицкому с договорными грамотами Петра Бориславича, так как именно он был в Перемышле вместе с королевскими послами и приводил Владимира к присяге. Изяслав писал Владимиру: «Ты нам с королем целовал крест, что вернешь все русские области, которые ты захватил, но ты ничего этого не выполнил. Сейчас я ничего этого не поминаю, но если ты хочешь соблюдать договор и быть вместе с нами, то верни мне те мои города, относительно которых ты давал мне и королю клятвенное обещание. Если же ты не захочешь их вернуть, то это означает, что ты нарушил договор, скрепленный клятвой на кресте. Тогда — вот твои крестоцеловальные грамоты, а нам с королем в отношении тебя — как бог даст!» И ответил Владимир послу: «Передай: о, брат! Ты изловил меня и короля поднял на меня, но если буду жив, то или голову свою сложу, или отомщу за себя!» И ответил ему Петр: «Князь! Ты же крест целовал брату своему Изясла-ву и королю тоже целовал крест, поклявшись, что все договоренное выполнишь и будешь их союзником. Но ведь ты на-
заплакал. Петр сидит, ничего не понимая, и стал спрашивать: «Что это означает?» Ему ответили, что этой ночью Бог взял князя. Петр сказал: «А этой ночью, когда я поехал, князь был вполне здоров». Ему сказали: «Что-то ударило его в плечо, и от этого он начал сильно изнемогать, и Бог взял его». «Воля Божья,— сказал Петр,— да будет! А всем там быть. Нужно только стремиться к тому, чтобы с хорошими делами и с честью кончить жизнь. Особенно князьям следует быть осмотрительными в своих государственных делах, так как, помимо того, что князья могут сами ошибаться, как и все люди, но их положение правителей подает дурной пример их подданным. Князья губят много невинных людей и разоряют, забывая, что они должны держать ответ перед Богом». Ярослав сказал Петру: «Мы тебя позвали вот зачем: Бог проявил свою волю, как Он хотел. Теперь поезжай к отцу моему Изяславу и от меня ему поклонись, и передашь ему следующее: «Бог отца моего взял, и теперь ты будешь мне вместо отца. Ты сам знаешь, что между ними было, но то все Бог уже рассудил, если Он отца моего взял, а меня на его место оставил. Войско отцовское и его дружина вся у меня. Разве только один эскадрон поставлен у его гроба, но и тот в моих руках. Теперь, отец, кланяюсь тебе — прими меня как сына своего Мстислава, так и меня — пусть ездит Мстислав подле твоего стремени по одной стороне от тебя, а я по другой стороне возле твоего стремени буду ездить со всеми своими полками». После этого Петр был отпущен с подобающей честью...» По отношению П. Б. к действительности можно судить о нем как об идеологе русского боярства времен княжеской усобицы в сер. XII в. на Руси, главными «героями» которой были Изяс-лав МстиславиЧ и Юрий Долгорукий. Ок. 1167 г., в великое княжение Мстислава Изяславича, П. Б. стал киевским тысяцким. После 1168 г. между ними произошел какой-то конфликт, который был непомерно раздут окружением митрополита Константина, казнившего племянника П. Б., епископа Ростовского Феодора. Из-за этого П. Б. перешел в стан противников любимого им Мстислава — на сторону суздальско-владимирских и черниговских князей. После смерти Мстислава в 1170 г. П. Б. продолжал вести в Киеве летописные записи. По мнению Б. А. Рыбакова, П. Б. с 1181 г. стал летописцем киевского князя Рюрика Ростиславича; именно этот боярин является автором «Слова о полку Иго-реве»; ок. 1190 г. создает особый исторический труд, включающий и «Повесть временных лет», и его собственную летопись за XII в., и повесть о походе нов-город-северского князя Игоря Святославича, написанную «галичанином»; в 1195— 1196 гг. в связи с резким обострением взаимоотношений между Рюриком и владимирским князем Всеволодом Большое Гнездо ведет подробнейшую летопись с включением большого количества дипломатии. документов. Богатство содержания, яркий стиль, красочные характеристики историч. деятелей выдают в нем человека большой эрудиции и большого литературного таланта.
Династические связи
Потомства не оставил.