Кордовский халифат

черновик
9291031 гг.

Феодальное государство на Пиренейском п-ове.

Кордовский халифат был централизованной деспотией. Главой всего государственного аппарата и первым лицом после халифа был хаджиб (камергер). Господствующее положение в кордовском халифате принадлежало аристократии — хассе (особо привилегированной была группа Омейядов и их родственников; иногда высокие посты в гос. аппарате занимали мосарабы и евреи); начиная с Абдаррахмана III91261, халиф с 929 г., из приближенных рабов халифа сакалиба (букв. — славяне) комплектовалась гвардия халифа. Рост влияния сакалиба быстро сделал их опасными для центральной власти, что особенно проявилось в начале XI в.

Крупное землевладение служило основой экономического могущества аристократии ; она получала также огромные субсидии из казны. Видное место в правящем классе занимало крупное купечество. Пестрый этнический и вероисповедный состав правящего класса обусловил широкую веротерпимость в кордовском халифате вплоть до начала второго десятилетия XI в. Основную массу непосредственных производителей в кордовском халифате составляло крестьянство. Заметную роль в сельскохозяйственном производстве играли также рабы (в крупных владениях). Различие между отдельными группами эксплуатируемого сельского населения все более стиралось, складывался единый класс феодально-зависимого крестьянства. Господствующей формой эксплуатации являлась издольная аренда footnoteИздольщинаВид аренды земли, при котором арендная плата уплачивается собственнику земли долей урожая. В случае выплаты половины урожая называется носит название испольщины, половничества.Смотреть полностью; в зерновом хозяйстве преобладала испольщина footnoteИспольщинаполовничествоФорма аренды земли, при которой арендатор отдает собственнику земли половину урожая; разновидность издольщины.Смотреть полностью; в садоводстве, огородничестве и т. п. видах хозяйства на орошаемых землях доля крестьянина не превышала 1/3 урожая. При взимании податей практиковалось исчисление налога по оценке урожая на корню. Положение крестьянства ухудшалось в связи с переходом от уплаты налогов натурой к денежной форме, начавшимся в X в. Городские ремесленники и мелкие торговцы страдали от откупов. Усиленной эксплуатации подвергались городские низы мосарабов и евреев, на которые верхушка соответствующих общин перекладывала основные налоговые тяготы. Жесткий полицейский контроль, установленный Абдаррахманом III и особенно усилившийся при аль-Мансуре (976–1002), усугублял тяжелое положение трудящегося населения и в то же время помог правящей верхушке кордовского халифата временно ослабить сопротивление народных масс (в Кордовском эмирате в VIII- IX вв. борьба народных масс часто принимала форму вооруженных восстаний).

В X – нач. XI вв., особенно в правление халифа Абдаррахмана III и его сына аль-Хакама II (961–976), кордовский халифат переживал период наивысшего подъема. Большого развития достигло сельское хозяйство, в особенности садоводство, овощеводство, производство оливкового масла. Значит, роль играла добыча железа, меди, золота, ртути. Введение Абдаррахманом III чеканки золотых динаров свидетельствовало о наличии в его распоряжении больших масс золота. Большой известностью в Западной Европе и Северной Африке пользовались изделия ремесла кордовского халифата — чеканные металлические изделия, кожевные и текстильные товары, особенно золотая и серебряная парча производства государственных мастерских, в которых широко применялся труд рабов.

Судостроение кордовского халифата занимало первое место на Средиземном море. Экономический расцвет проявлялся и в росте числа городов. Кордовский халифат поддерживал оживленные торговые связи как со странами Западной Европы, так и с Северной Африкой. Торговые интересы способствовали установлению сюзеренитета кордовского халифата над некоторыми княжествами Северной Африки (Тахерт, Сиджилмаса и др.). Развитие торговли и рост международного значения кордовского халифата вели к оживлению его дипломатических связей: известны посольства кордовского халифата в Византию (945, 955 гг.) и Германию (955, 969 гг.).

Мухаммед ибн Абу Амир аль-Мансур (в средневековых европейских источниках – Альмансор), который занимал должность хаджиба при аль-Хакаме и после смерти последнего отстранил от правления халифа Хишама II, оставшегося лишь номинальным главой государства, нанес несколько тяжелых поражений христианским государствам Испании (напр., взятие Сантьяго-де-Компостела, 997 г.).

Политику Мухаммеда ибн Абу Амира аль-Мансура продолжал его сын Абд-аль-Малик (1002–08). Общий подъем кордовского халифата отразился в расцвете культуры и науки. В X в. велось большое строительство в столице халифата — Кордове. Здесь работали видные ученые: филолог Ибн Абд Раббихи, историки ар-Рази, Ибн аль-Кутийя, аль-Хушани и др. Библиотека халифа аль-Хакама II насчитывала до 400 тыс. томов.

После 1008 в кордовском халифате наступил период феодальных смут (с 1009 по 1031 на престоле сменилось 6 халифов, из которых ни один не обладал реальной властью). В 1031 г. последний халиф Хишам III был свергнут и изгнан из Кордовы. Кордовский халифат распался на множество мелких эмиратов.

Советская историческая энциклопедия / под ред. Е.М. Жукова — М.: Советская энциклопедия, 1973–1982.Полный список использованной литературы