Исла́ндия
Остров и страна в северной части Атлантического океана.
До массового заселения на острове обитали немногочисленные ирландские отшельники; скандинавы начали селиться в Исландии с IX в. Исландская литература сохранила около 400 имен первых жителей острова. Первопоселенцем считается Ингольв Арнарсон, потомки которого имели почетное право открывать сессии альтинга.
Согласно традиции вся Исландия была заселена за 60 лет (860– 930 гг.) — этот период получил название «века поселений». Усадьбы располагались на побережье, в долинах, по берегам рек. Внутренние гористые местности остались необитаемы.
Природно-климатические условия на острове были в те времена значительно лучше — росли деревья, трава покрывала от 2/5 до 3/4 площади острова, что благоприятствовало развитию скотоводства. Исландцы быстро перевели леса на строительство и уголь, пастбища на песчанистых почвах восстанавливались медленно, — как следствие началась эрозия почв. С конца XII в. стал ухудшаться климат.
Число жителей средневековой Исландии по разным оценкам достигало 30–80 тыс. человек. В начале и середине XV в. Исландию опустошала чума, причем, в первый раз умерло до 2/3 населения.
В хозяйстве исландцев преобладало овцеводство, земледелие играло второстепенную роль. Исландия постоянно нуждалась в импорте зерна. Большую роль играли промыслы — рыболовство, охота на морского зверя. В домашнем ремесле главным было производство вадмаля (шерстяной ткани), 6 локтей которого служили денежной единицей. Вадмаль и особенно сушеная рыба были важными предметами экспорта.
В X– XI вв. торговые связи исландцев оставались оживленными, но в течение XII в. их собственное мореплавание прекратилось, с ними торговали в основном норвежцы (1260– 1400 гг. — «норвежский век»). Торговля, достигнув расцвета в первую половину XIV в., резко сократилась вследствие чумы, свирепствовавшей в Норвегии в 1349– 1350 гг. С начала XV в. развивались отношения с англичанами, торговля с которыми, будучи более выгодной, быстро превысила докризисный уровень ( XV в. — «английский век»).
Первые поселенцы — вожди-херсиры, знать из Западной Норвегии, не желавшие подчиниться объединителю страны Харальду Прекрасноволосому, заняли огромные пространства и распределили земли между своими родичами, друзьями, зависимыми людьми. Видимо, с самого начала знать играла ведущую роль в исландском обществе. С постепенным увеличением числа поселений возникла необходимость создания органов самоуправления — в начале X в. возникли местные тинги, а в 930 г. был учрежден альтинг — общеисландское собрание и должность законоговорителя. Наибольшим авторитетом в 930- 1262 гг. пользовались вожди-годи (др.-исл. godi), первоначально выполнявшие жреческие функции. Вожди руководили особыми образованиями — годордами (др.-исл. goðorð), которых с 930 г. было 36. Годорд представлял собой организацию, основанную не столько на территориальных, сколько на личных связях годи и членах его годорда (бондов — хозяев, обладавших определенным имуществом). Бонд имел право выбрать себе годи и переходить от одного к другому раз в год. Поскольку в то время исполнительная власть в Исландии отсутствовала, помощь годи была необходима бонду в случае судебного иска или исполнения судебного решения. Годи, в свою очередь, мог требовать поддержки бондов своего годорда в различных предприятиях, выбирать каждого девятого для поездки на альтинг, остальные должны были поставлять средства для этого путешествия. В значительной мере престиж годи зависел от количества сопровождавших его людей. Кроме политических выгод годи часто получали плату за поддержку, контролировали торговые гавани, играли важную роль в операциях с землей. На местных тингах, состоявших из трех годордов, 3 годи назначали каждый по 12 судей. На альтинге годи также назначали судей и заседали в лагретте — законодательной комиссии.
В конце X в. норвежский конунг Олаф Трюггвасон потребовал от исландцев, чтобы они крестились. Христиане были еще среди первых исландских поселенцев X в. Хотя следующие поколения отказались от принятой новой веры, те, кто ездил за море, были знакомы с христианством, некоторые принимали «неполное крещение». Особенно сильную поддержку новая вера получила у годи. Христианство было введено на альтинге мирно, при этом было разрешено отправлять языческие культы частным образом.
В Исландии получил распространение институт частной церкви. Владелец церкви был обязан поддерживать ее в хорошем состоянии и содержать священника, роль которого на первых порах зачастую сам же и исполнял. Владельцы распоряжались имуществом церкви и доходами, поэтому им (подавляющую часть которых составляли годи и богатые бонды) было выгодно введение в 1096/ 1097 гг. в Исландии десятины — раньше, чем в других скандинавских странах. В середине XI и начале XII вв. в Исландии были учреждены две епископские кафедры — в Холаре и Скалхольте; должности епископов долгое время занимали представители могущественной семьи из Хаукдаля и их союзников из Одди. В середине XII в. исландские епископы были подчинены образованному в Норвегии архиепископству.
В XII в. начался длительный процесс концентрации власти в руках нескольких семейств (Хаукдальцы, Оддаверьи, Асбирнинги, Свинфеллинги, Аустрфирдинги), носивший поначалу вполне мирный характер — через браки, покупки, дарения приобретались годорды и создавались районы доминирования — рики (др.-исл. ríki — власть, держава). В конце XII — первой половины XIII в. были созданы новые рики Стурлунгов и Вестфирдингов. Рики и годорды уже являлись территориальными общностями, и бонды уже не могли произвольно менять годи, дела между ними решались обладателями рики, поэтому, фактически, тинги потеряли былое значение. В первую половину XIII в. Исландия почти полностью была поделена на рики, и борьба за дальнейшее усиление власти вылилась в кровопролитные сражения;
С 1230-х гг. епископами в Исландию назначались норвежцы, вожди, прибегавшие к поддержке норвежского короля, постепенно становились его вассалами и передавали ему годорды, получая их обратно как лен. Таким образом, уже в середине XIII в. норвежский монарх стал сюзереном всех годордов и мог назначать наиболее подходящего ему годи. Как следствие, в 1262– 1264 гг. исландцы стали подданными норвежской короны. Старый исландский судебник (др.-исл. Grágás — «Серый гусь»), записанный в начале XII в., был заменен последовательно двумя новыми («Járnsiða» — «Железный бок» и «Jórnsbók» — «Книга Йона»). Исландия стала податной страной, институт годи был отменен, законоговоритель заменен лагманом — чиновником-законоведом, назначавшимся королем, лагретта превратилась в судебную комиссию, на альтинг съезжались делегаты от округов. Страна управлялась одним или двумя высшими чиновниками, которым подчинялись управляющие четвертей, которые, как правило, были исландцами. На первый план вышли новые семьи, опиравшиеся на авторитет королевской власти. Серьезных изменений в статусе Исландии в связи с установлением Кальмарской, а затем датско-норвежской унии, не произошло.