Каза́нское ха́нство

черновик

Средневековое феодальное государство, занимавшее земли по среднему течению Волги от границ Нижегородской земли на севере до Пермской и Вятской земель на востоке, а на юге примыкало к Киргиз-Кайсацкой и Шибанской ордам.

Кроме татар, в К. х. жили черемисы, удмурты, мордва, мещера и башкиры. Возникло в 1438 г. на территории бывшей Булгарии Волжско-Камской. Во время нашествия на нее в 1236 г. монголо-татар она была опустошена, население частью перебито, частью угнано в полон, а остальное покорено. В последующем эта земля нередко становилась предметом притяза-ний со стороны претендентов на ханский престол в Золотой Орде. Один из ханов Золотой Орды — Улу-Мухаммед, изгнанный своим братом Кичи-Ахматом построил вблизи древнего Саинова Юрта новый город — Казань. Очевидно, на месте стоявшего уже там поселения под тем же названием. После этого вызвал колонистов из Золотой Орды, Астрахани, Азова и Крыма, провозгласил себя самостоятельным ханом казанским. Высшая государственная власть в новом ханстве принадлежала хану, но направлялась она советом крупных феодалов (диваном). Верхушку феодальной знати составляли Карачи — четыре рода, пользовавшихся особыми привилегиями: Ширин, Баргин, Аргын и Кыпчак. Они управляли областями, вели сношения с соседями, решали вопросы о войне и мире. В административном отношении К. X. делилось на даруги (округа) и улусы (волости). Основным занятием населения К. X. было земледелие, воспринятое и пришлыми татарами; скотоводство, бортничество, огородничество, садоводство, охота и рыболовство имели второстепенное значение. Высокая куль-

тура булгарского ремесла нашла непосредственное продолжение в казанском ремесле. Господствующей религией был ислам. Набеги на русские земли начались сразу же после основания ханства. Уже в 1438 г. Улу-Мухаммед подошел к Москве, но взять ее не смог и довольствовался лишь грабежом Коломны и других городов на своем пути. Вскоре после этого основателя ханства зарезал его сын Мамутек (Мамотяк). В 1445 г. он разбил русских под Суздалем, причем великий князь Василий II был взят в плен и выкуплен боярами за большие деньги лишь через 14 месяцев. В кон. 60-х гг. Иван III Васильевич объявил войну Казани. Там в это время ханом сидел Ибрагим. Недовольные им вельможи приглашали на престол его отчима — служилого царевича Касима, жившего в России. Поддерживая кандидатуру последнего, Иван III в 1467 г. начал войну, продолжавшуюся 2 года и отличавшуюся чрезвычайной жестокостью с обеих сторон. После целого ряда неудач русским удалось осадить Казань и принудить Ибрагима заключить «мир на всей воле государевой». Ибрагим удер-

жался на престоле, но должен был выдать русских пленников, взятых в течение последних 40 лет. Мир продлился до 1478 г., когда Ибрагим нарушил его опустошением Вятской земли. После смерти Ибрагима одни хотели возвести его младшего сына Мухаммед-Эмина, другие стояли за старшего — Али-Хана, который и стал ханом при помощи ногайцев. Мухаммед-Эмин ушел в Россию и получил в кормление г. Каширу, оставаясь там до 1497 г., когда Иван Великий вновь объявил войну Казани. Город был осажден, Али-Хан взят в плен и сослан в Вологду, а в Казани посажен Мухаммед-Эмин. Великий князь получил теперь влияние на дела К. х. Местные вельможи были недовольны зависимостью от Москвы и свободным въездом русских купцов для торговли в Казани. Они вошли в сношения с ши-банским владетелем Мамуком, который с их помощью и занял престол. Вскоре он был изгнан, и казанцы попросили великого князя Ивана Васильевича дать им в ханы Абдул-Латифа, младшего из сыновей Ибрагима. Мухаммед-Эмин остался в России, получив к Кашире еще и Серпухов с Хотынью, где прославился своим корыстолюбием и жестокостью. В конце княжения Ивана III на казанском престоле вновь воцарился Мухам-мед-Эмин. После смерти брата Али-Хана он, с разрешения великого князя, женился на его вдове, жившей в плену в Вологде. Она-то и убедила его отложиться от России. В 1505 г., во время Казанской ярмарки, татары напали на русских купцов и великокняжеского посла; многих убили, других ограбили. После этого Му-хаммед-Эмин двинулся на Русь, осадил Нижний Новгород и выжег все посады, но из-за раздоров в войске вынужден был отступить от города. Русские воеводы действовали вяло, поэтому татары беспрепятственно ушли восвояси. В 1506 г. Василий III пошел на Казань в военный поход, который не совсем удался: несколько раз верх одерживали татары. Несмотря на это, Мухаммед-Эмин не решился продолжать военные действия и в 1507 г. предложил великому князю мир. Вскоре после этого, заболев какой-то неизлечимой болезнью, хан послал в Москву просьбу о прощении и присылке в Казань воевод или нового хана. Крымский хан Мухаммед-Гирей небезосновательно опасался, что Василий пришлет в Казань кого-нибудь из астраханских царевичей — злейших врагов Крыма. И действительно, на престоле воцарился Шейх-Али, внук последнего хана Золотой Орды — Ахмата. Шейх-Али, всем обязанный великому князю, был его верным слугой, но царствовал недолго, т. к. его раболепство перед Москвой вызвало недовольство казанских вельмож. Этим воспользовался Мухаммед-Гирей:

он произвел в 1521 г. в Казани переворот и посадил ханом своего брата Са-хиб-Гирея. Шейх-Али и русские послы были отпущены в Россию. После удачного похода на Москву в том же году Мухаммед-Гирей захватил Астрахань. Сахиб-Гирей, по получении известия об этом, велел убить всех русских купцов, находившихся в Казани, а также царского посла Василия Юрьева. Это послужило поводом к новому походу русских под Казань. Сахиб-Гирей бежал при их приближении к своей столице, а казанцы провозгласили ханом 13-летнего племянника Сахиб-Гирея — Сафа-Гирея. Русские ушли, а казанцы прислали послов в Москву, прося утвердить Сафа-Гирея в ханском достоинстве, обещая за это верно служить великому князю. Василий III запретил своим купцам ехать на Казанскую летнюю ярмарку и на будущее назначил местом ярмарки для торговли с Азией окрестности монастыря св. Макария Унженского. Мера, предпринятая Василием III больно ударила по торговому значению Казани. Результатом переговоров стало 5-летнее перемирие. Но вскоре оскорбление, нанесенное русскому послу, явилось поводом к новой войне. Выступившие в 1530 г. войска вели-кого князя действовали удачно: Сафа-Гирей был изгнан из Казани. Боясь мести свергнутого когда-то Шейх-Али, казанцы попросили в ханы его 15-летнего брата Джан-Али (Еналея). С согласия великого князя, последний сел на престол и женился на дочери влиятельного ногайского мурзы Юсуфа — Сююнбеке. Казань в это время находилась в полной зависимости от Москвы: важнейшие дела ханства решались великим князем. Шейх-Али, хотя и получил Каширу и Серпухов, но весьма завидовал брату и вел переговоры с Астраханью и ногайцами о его свержении, за что и был сослан на Белоозеро. Хотя Джан-Али и казанцы обязались после смерти Василия оставаться верными и его преемнику, но противники Москвы, поддержанные Сахиб-Гиреем, вскоре взяли верх. В Казани произошел переворот под руководством царевны Горшанды и князя Булата. Джан-Али был убит, а на престол снова сел Сафа-Гирей, женившийся на вдове убитого Сююнбеке. Под влиянием этих обстоятельств Шейх-Али в 1536 г. снова был выставлен с русской стороны кандидатом на казанский престол. Поход на Казань закончился безрезультатно, т. к. русские и татары, сойдясь под Лыско-вом, разошлись без битвы, ограничившись лишь мелкими стычками. В 1540 г. крымский хан задумал поход на Русь и пригласил участвовать в нем Сафа-Гирея, который дошел было до Мурома, но, увидев шедшую навстречу русскую рать, спешно отступил. Неудача этого похода поставила в Казани вопрос о свержении Сафа-Гирея: князя Булат стал сноситься с Москвой. Но Сафа-Гирей скоро снова вошел в силу и одних своих про- тивников казнил, других выслал из страны, что в 1546 г. вызвало восстание. Сафа-Гирей бежал, а Шейх-Али в который раз снова оказался на престоле. Правление его, однако, было номинальным: хан играл роль царственного пленника, а правили всем вельможи. Так продолжалось ок. месяца; начались новые интриги в пользу Сафа-Гирея. Видя это, Шейх-Али тайком бежал в Россию, а Сафа-Гирей в 3-й раз сел в на престол. Приверженцы русской партии частью были перебиты, частью бежали в Москву. Правительство Ивана IV Васильевича послало рать на К. х., но лишь в 1552 г. оно было окончательно присоединено к России.

Славянская энциклопедия : Киевская Русь — Московия в 2 т. / cост В.В. Богуславский — М.: Олма-пресс, 2003.Березин И. Н. Библиотека восточных историков. Казань, 1849, Т. ШейбаниадаКазанская история. М.—Л., 1954Московский летописный свод конца XV в. // ПСРЛ. T. XXV. М.—Л., 1949Мухаммедьяров Ш. Ф. Социально-экономический и государственный строй Казанского ханства (XV — первая половина XVI в.) // АКД. М., 1950Никоновская (Патриаршая) летопись. М., 1965Татары в Азии и Европе. М., 1977Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1923Шмидт С. О. Восточная политика России накануне «Казанского взятия» // Международные отношения. Политика. Дипломатия XVI—XX вв. М., 1964Полный список использованной литературы