Лолларды
Участники антикатолического крестьянско-плебейского движения XIV в. в некоторых западно-европейских странах; особое значение их деятельность приобрела в Англии.
Впервые под видом благотворительного общества появились в Антверпене ок. 1300 г. и были близки беггардам . В Англии лолларды выступили с нач. 60-х гг. (проповеди Дж. Болла) еще до Уиклифа (хотя впервые в английских источниках название лолларды официально употреблено в 1387 г.).
Активизации лоллардов способствовало усиление социальных противоречий второй пол. XIV в. лолларды — народные проповедники, бедные странствующие священники, выступая перед народом на улицах селений и рыночных площадях, вслед за Уиклифом отвергали привилегии католической церкви и требовали секуляризации ее имущества. Лолларды , однако, придали своим проповедям социальное звучание. Они резко критиковали несправедливость феодального строя, требовали отмены барщины, десятины и налогов, уравнения сословий, мотивируя это требование тем, что бог сотворил всех людей равными. Проповеди Дж. Болла, наиболее видного и известного идеолога лоллардов , собирали огромные толпы народа. В проповедях лолларды отразилось недовольство крестьянства и городского плебса. Хотя лолларды не выступали с прямым призывом к восстанию, но их проповеди будили чувство ненависти к феодалам в народных массах, помогая им сформулировать свои конкретные требования.
Лолларды сыграли большую роль в идеологической подготовке восстания Уота Тайлера1381, а Дж. Болл стал одним из его вождей. После подавления восстания усилилось преследование лоллрадов : на основе статута 1401 г. о сожжении еретиков начались их казни. Многие лолларды вынуждены были переселиться на континент и в Шотландию. В самой Англии приверженцы лоллардов сохранились вплоть до начала XVI в. О популярности идей лоллардов в народе свидетельствуют такие произведения, как «Видение Уильяма о Петре Пахаре» У. Ленгленда. Движение лоллардов сыграло большую роль в подготовке английской реформации.