Славяне
Группа народов в Европе, говорящих на близкородственных славянских языках, принадлежащих к индоевропейской семье языков.
Славяне подразделяются на восточных (русские, украинцы и белорусы); западных (поляки, чехи, словаки, лужицкие сербы) и южных (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийские мусульмане). Некоторые славянские этносы (например, полабские славяне) подверглись ассимиляции и истреблению и в настоящее время не существуют.
Вопросы происхождения славян и их прародины являются дискуссионными. Первые сведения о славянах содержатся у римского ученого Плиния Старшего ( I в.), где впервые встречается этноним «венеды», употреблявшийся впоследствии античными авторами. С конца V– VI вв. славяне уже постоянно упоминаются в византийских источниках. В это время они населяли огромную территорию от Лабы (Эльбы) на западе до Северского Донца и Верхней Волги на востоке, от побережья Балтийского моря на севере до Нижнего Дуная и Черного моря на юге. Византийский историк Прокопий ( VI в.) дает первые сведения об общественном строе славян: «Народ этот не управляется одним человеком, но исстари живет в демократии. Поэтому все, что для них полезно или вредно, они обсуждают сообща».
В VI в. византийские писатели делили славян на три группы: венедов, антов и склавинов. По мнению большинства историков, венеды впоследствии положили начало образованию большей части западных славян (поляков, полабских и поморских славян), склавины — части западных (чехов и словаков) и южных, анты — восточных. Антский союз, очевидно, включал в себя и неславянские племена, позднее ассимилированные славянами.
Длительный процесс разделения единой праславянской общности на южных, западных и восточных славян завершился к VIII в. Начиная с рубежа VIII– IX вв. во франкских источниках появляются описания населенных западными славянами земель. Обширную территорию между Одрой (Одером) и Лабой (Эльбой) занимали так называемые полабские славяне, состоявшие из нескольких крупных объединений (ободриты, лютичи, сорбы). Побережье Балтийского моря от Одры на западе до нижнего течения Вислы на востоке населяли племена поморян (поморские славяне), южнее располагались славянские племена, объединившиеся впоследствии в польскую народность: поляне (давшие имя полякам), мазовшане, висляне, лендзяне (от их названия происходит слово «ляхи» — наименование поляков у восточных славян). В верхнем течении Одры также обитали западно-славянские племена, наиболее известным из которых являются слензяне.
К югу от полабских славян, в верхнем течении Лабы и по Влтаве располагались славянские племена, ставшие позднее основой чешской народности (чехи, зличане, дулебы, седличане, хебане, пшоване, хорваты и другие), а к востоку от них находилось крупное объединение моравов. С юго-востока к Моравии примыкала территория между Дунаем и Карпатами, населенная славянскими племенами — предками современных словаков. После падения в нач. IX в. Аварского каганата, славяне начали расселяться по Дунаю, в первой половине IX в. в районе озера Балатон образовалось даже подчиненное Каролингам славянское Блатенское княжество. Но после появления на этой территории венгров обитавшие здесь славяне были ими частично ассимилированы.
В ходе ожесточенной борьбы с Византией южные славяне заселили значительную часть Балканского полуострова и территории римских провинций Паннонии, Далмации и Норика. Постепенно на базе племенных союзов стали возникать этнополитические образования. Так, в Западной Македонии еще в VII в. образовалось независимое славянское княжество, известное под названием Склавинии.
Большую роль в истории южных славян сыграл союз «Семь славянских племен», ставший основой Первого Болгарского царства. Славянские племена, расселившиеся к югу от реки Савы, стали предками современных сербов. Еще в конце VI – нач. VII вв. на территориях Паннонии, Далмации и Норика обосновались славянские племена, ставшие основой хорутанской (словенской)и хорватской народностей, которые развивались в постоянной борьбе и взаимодействии с западноевропейским миром. По всей видимости, в VI– VII вв. происходит продвижение славян на восток, занимая территорию совр. Украины, Белоруссии и центральной и северо-западной части России. Здесь формируются восточнославянские племенные объединения, известные по письменным и археологическим источникам: поляне, древляне, северяне, белые хорваты, дреговичи, радимичи, кривичи, вятичи, ильменские словене, уличи, тиверцы, дулебы. Классический их перечень дает «Повесть временных лет». В IX– X вв. эти образования входят в состав Древнерусского государства.
древние большая группа племен, предков совр. слав. народов Центр., Юж. и Вост. Европы, говоривших на языках, принадлежавших к индоевроп. семье. Источниками по истории С. являются археол. и лингвистич. памятники, известия греко-рим. и визант. авторов (Плиний Старший, Тацит, Птолемей, Иордан, Прокопий Кесарийский и др.), а также раннесредневек. летописей, хроник и араб. авторов. Древнейшие ист. известия о С. относятся к 1-2 вв . н. э. и связываются с именем венедов, обитавших в пределах т. н. "Европейской Сарматии", между Карпатами и Балт. м., восточнее германцев (Плиний Старший, Птолемей). В кон. 1 в. венеды были известны Тациту, локализовавшему их между бастарнами и феннами (финнами), т. е., по-видимому, на восток от Вислы. В Пейтингеровых таблицах венедо-сарматы указаны по соседству с бастарнами, гетами и даками, жившими в низовьях Дуная и на Карпатах. Иордан помещал венедов в басс. Вислы. Среди венедских племен, обитавших севернее Карпат, во 2 в. Птолемею были известны суовены (soyobnnoi). По мнению ряда исследователей, это назв. распространилось впоследствии в Юж. Европе в качестве наименования всех С., тогда как зап. соседи С. долго пользовались наименованием венеды (нем. Wenden, Winden, финск. venäjä, veneä). В нач. 6 в. о "славянах" говорит визант. автор Псевдо-Кесарий Назианзский; с сер. 6 в. наименование Sklabnnoi, Sclaveni неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й пол. 7 в. относится первое упоминание о славянах (сакалиба) в араб. источниках (Абу Малик аль-Ахталь). Данные языкознания, гидронимии и т. н. лингвистич. географии связывают древних С. с областью Центр. и Вост. Европы, простиравшейся от Эльбы и Одера на З., в басс. Вислы, в Верх. Поднестровье и до Среднего Поднепровья на В. Сев. соседями С., по данным сравнит.-историч. языкознания, были германцы и балты, составлявшие вместе со С. сев. группу индоевроп. племен. Вост. соседями С. были западноиран. племена (скифы, сарматы), юж. - фракийцы и иллирийцы, зап. - кельты. Такие представления о территории древних С. были обстоятельно обоснованы Л. Нидерле. В наст. время остается, однако, дискуссионным вопрос о древнейшей "родине" С. По мнению нек-рых польск. лингвистов (Т. Лер-Сплавинский, М. Рудницкий), она находилась на Одере и Висле; большинство исследователей (К. Мошиньский, Г. Улашин, Ф. П. Филин и мн. др.) помещают ее к В. от Вислы. По предположению большинства сов., польск. и чехословацких археологов, древние С., так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельч. племен шнуровой керамики культуры, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тыс . до н. э. из Сев. Причерноморья и Прикарпатья по Центр., Сев. и Вост. Европе. В последующее время С. были представлены несколькими генетически связанными между собой археологич. культурами, особое значение среди к-рых имели тшцинецкая культура, распространенная в 3-й четв. 2-го тыс . до н. э. между Вислой и средним Днепром, лужицкая культура (13-4 вв . до н. э.) и поморская культура (6-2 вв . до н. э.) на терр. совр. Польши. В Поднепровье нек-рые археологи считают праславянами носителей чернолесской культуры (8 - нач. 6 вв . до н. э.), невров или даже скифов-пахарей Геродота. Предположительно со С. связывают подгорцевскую и милоградскую культуру (7 в. до н. э. - 1 в . н. э.). Существовавшие с кон. 1-го тыс . до н. э. в басс. Вислы пшеворская культура, а на Припяти, в Среднем Поднепровье - зарубинецкая культура связываются с венедами (среди пшеворских группировок были и германцы). Это были культуры развитого железного века, их носители занимались земледелием, скотоводством и ремеслами. Вероятно, у нек-рых передовых племенных групп родовая община сменилась уже территориальной. Во 2-4 вв . н. э., в результате движения на юг герм. племен (готы, гепиды), целостность терр. С. была нарушена, что имело, по-видимому, большое значение в обособлении С. на западных и восточных. Осн. масса носителей зарубинецкой культуры передвигается в первых веках н. э. на С. и С.-В. по Днепру и Десне (позднезарубинецкая культура). В 3-4 вв. в Среднем Поднепровье обитали племена, оставившие черняховские древности. Нек-рые археологи (Э. А. Сыманович, М. Ю. Брайчевский) считают их славянами, другие - полиэтничной группировкой, включавшей слав. элементы. В кон. 5 в., после падения державы гуннов, началось движение С. на юг: к Дунаю, в Сев.-Зап. Причерноморье и их вторжения в балканские провинции Визант. империи. Племена С. разделялись тогда на две группы - актов (вторгавшихся на Балканский п-ов через низовья Дуная) и склавинов (нападавших на визант. провинции с С. и С.-З.). Во время первых вторжений С. на Балканский п-ов они были названы в письм. источниках древним именем дакофракийского населения низовьев Дуная - гетами (о вторжении С. на Балканский п-ов см. в ст. Великое переселение народов). Колонизация Балканского п-ова была результатом не переселения, а расселения С.; они удержали все свои другие земли в Центр. и Вост. Европе. Более того, во 2-й пол. 1-го тыс. С. заняли Верх. Поднепровье и его сев. периферию, принадлежавшие ранее вост. балтам и финно-угорским племенам, а также земли по ниж. Эльбе и юго-зап. побережью Балт. м. (см. Полабские славяне, Бодричи, Лютичи) и превратились в крупнейшую этнич. группу Европы. Современники славяно-визант. войн (Иордан, Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег, Феофилакт Симокатта и др.) сообщают многочисл. данные о С. того времени, их расселении, быте, обществ. строе, языч. религии, воен. предприятиях. С. описываются как обитатели лесов, устраивавшие свои хижины у озер и болот в труднопроходимых местах; С. не имели городов, занимались с. х-вом. Маврикий о С. пишет: "У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах (скирдах?), в особенности проса и пшеницы"; они "сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никаким образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране". Славяне "...не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве..." (Прокопий из Кесарии, Война с готами, III (VII), 14, 22; рус. пер., М., 1950). Как анты, так и склавины распадались на отдельные плем. группировки: уже в 7 в. известны дулебы, вероятно, тогда же существовали и другие "племена" С., перечисленные в "Повести временных лет" (поляне, северяне, древляне, кривичи, уличи, тиверцы, дулебы, хорваты, радимичи, дреговичи, вятичи и др.). В 7-8 вв. среди объединений С., проникших на Балканский п-ов, были известны драгувиты, сагудаты, верзиты, северы (северяне) и мн. др. В ист. источниках сохранились имена слав. воен. вождей: Боз, Пирагост, "Мезамир сын Идаричев, брат Калагаста", Добрит, Хвалибудий и др. Опасаясь объединения С., византийцы стремились использовать в своих целях их политич. разобщенность, поддерживали в среде С. межплем. конфликты. Языческая религия С. описана Прокопием, отчасти известна и из описаний вост.-слав. племен в "Повести временных лет" и из церк. поучений. "Они считают, - сообщает Прокопий, - что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... Они почитают и реки, и нимф (русалок. - Ред.), и всякие другие существа, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания" (там же, III (VII), 14, 24). Нек-рые черты древнеслав. мифологии восстанавливаются на основе письм. источников 6-12 вв., археологич. и этнографич. сведений. К числу древнейших форм религии относятся семейно-родовые культы предков - "родителей" (пережитки его - образ Щура или Чура, домового и т. п.), к ним относится культ Рода и Рожениц, к-рые связаны и с плодородием. Общинные земледельч. культы впоследствии были приспособлены к христианским праздникам (святки, масленица и т. п.). К земледельч. культам имели отношение небесные божества Сварог и Даждь-бог. Бог грозы Перун возглавил в период распада родового строя пантеон слав. божеств. К низшим божествам относились: леший (duch lisny - польск.), водяной (vodnik - чеш.), полевой дух - полудница (pripoldnica - лужицк.), вилы - водяные, полевые, лесные, горные или воздушные девы и т. п. Общеслав. пантеон, вероятно, отсутствовал (у разных групп повторяется лишь Перун). В кон. 1-го тыс. наблюдается перерождение племенных культов в государственные. Свидетельства письм. источников подтверждаются археологич. памятниками С. 6-7 вв., к-рые хорошо известны на терр. СССР (Поднепровье, Побужье, Поднестровье), Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии. Это остатки поселений с жилищами- полуземлянками, отдельные городища-замчища, могильники и курганы с остатками трупосожжений, в т. ч. отдельные могилы знати с богатым инвентарем и клады, содержащие нередко драгоценности византийского происхождения. И письм., и археол. данные свидетельствуют о том, что в третьей четверти 1-го тыс. С. порывают с родовым строем. Этот процесс был обусловлен изменениями в экономич. жизни С., прежде всего в системе земледелия и землепользования, в появлении ремесел. С. занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремеслами, жили соседскими общинами; историческая обстановка (войны, расселение) способствовала процессу распада родовых связей, развитию частной собственности на орудия и средства произ-ва и образованию классов. В итоге расселения С. по огромным пространствам, имевшим различное местное население, этнич. и языковая общность С. начала постепенно разрушаться, что привело к образованию существующих доныне трех славянских группировок - западной, восточной и южной. С распадом родового строя и с возникновением древнейших слав. гос-в (Первое Болгарское царство (см. в ст. Болгария), Само, Великоморавская держава, Карантания, Киевская Русь) в конце 1-го тыс . н. э. начали формироваться средневековые слав. народности. См. карту на отд. листе к стр. 737.
СКЛАВИ́НЫ
— название, распространившееся у античных авторов на все славянские племена. По объяснению готского историка Иордана, в VI в. С. составляли западную группу южной ветви славянского племени, в то время как анты — восточную группу, а венеды — северную.
СЛАВЯНЕ
Крупнейшая в Европе группа народов, объединяемая близостью языков и общностью происхождения. Древнейшие исторические сведения о С., известных под именем вендов или венедов, относятся к I— III вв . н. э. С сер. VI в. наименование «скла-вены» неоднократно встречаются в текстах Прокопия Кессарийского, Иордана и др. Ко 2-й пол. VII в. относятся первые упоминания о С. у арабских авторов. Данные языкознания связывают древних С. с областями Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от Эльбы и Одера на западе, в бассейн Вислы, в Верхнее Поднес-тровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Северными соседями С. были германцы и балты, составлявшие вместе со С. северную группу индоевропейских племен. Восточными соседями С. были западно-иранские племена (скифы, сарматы), южными — фракийцы и иллирийцы, западными — кельты. Вопрос о прародине С. остается спорным, но большинство исследователей считают, что она находится к востоку от Вислы. С., по мнению мно-
гих исследователей, так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племен культуры шнуровой керамики, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тыс . до н. э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Центральной, Северной и Восточной Европе. С. представлены археологическая культурами, среди которых особое значение имели тшинецкая, распространенная в 3-й чет». 2-го тыс . до н. э. между Вислой и Средним Днепром; лужицкая культура (ХШ— IV вв . до н. э.) и поморская культура (VI— II вв . до н. э.) на территории современной Польши; в поднепровской культуре — чернолес-ская культура (VIII—нач. VI вв . до н. э.) невров или даже скифов-пахарей у Геродота. Предположительно со С. связаны подгорцевская и милоградская культуры ( VII в. до н. э.— I в. н. э.). Существовавшая с кон. 1-го тыс. до н. э. на Припяти и в Среднем Поднепровье зарубинецкая культура связана с предками восточных славян. Это была культура развитого железного века, ее носителями являлись земледельцы, скотоводы и ремеслен-лихи. Во II— IV вв . н. э., в результате движения на юг германских племен (готы, гепиды), целостность территории С. была нарушена, после чего С., видимо, разделились на западных и восточных. Основная масса носителей
зарубинецкой культуры передвигалась в первых веках н. э. на север и северо-восток по Днепру и Десне. В III— IV вв. в Среднем Поднепровье обитали племена, оставившие Черняховские древности. Некоторые археологи считают их славянскими, большинство же — полиэтнической группировкой, включавшей славянские элементы. В кон. V в., после падения державы гуннов, началось продвижение С. на юг (к Дунаю, в Северо-Западное Причерноморье) и их вторжение в балканские провинции Византии. Племена С. разделились тогда на 2 группы: антов (вторгавшихся на Балканский п-ов через низовья Дуная) и склавинов (нападавших на византийские провинции с севера и северо-запада). Колонизация Балканского п-ова была результатом не переселения, а расселения С., которые удержали все свои старые земли в Центральной и Восточной Европе. Во 2-й пол. I-го тыс. С. заняли Верхнее Поднепровье и его северную периферию, принадлежавшие ранее восточным балтам и финно-угорским племенам. С., как анты, так и склавины, распались на отдельные племенные группы уже в VII в. Кроме известных дулебов, вероятно, тогда же существовали и другие племенные объединения С., перечисленные в «Повести временных лет»: поляне, древляне, северяне, дре-говичи, вятичи, радимичи, кривичи, уличи, тиверцы, хорваты и др.