Ста́рая Ру́сса
Город Приильменского края у впадения рр. Порусья и Перерытица в р. Полнеть — левый приток р. Ловать (ныне районный центр Новгородской обл.).
О легендарном основании Старой Pуссы у H. М. Карамзина имеется следующая выписка из летописного рассказа:
«Брат Словена, потомка Скифа, правнука Иоафетова, основателя города Словенска (Новгорода), на берегу реки Волхова, при впадении в озеро Мойское (Ильмень) — Русс основал городу Руссу в 3113 году от сотворения мира на берегах рек Порусьи и Полисти, так названных им в честь своей жены и дочери»
Видимо, город уже существовал в 862 г., поскольку Нестор в своей Начальной летописи сообщает о нем как о чем-то известном. Первое достоверное упоминание о Старой Pуссе под 1167 г. приводит Новгородская летопись в связи с тем, что сюда было отправлено новгородское войско для отражения нападения на новгородские владения бывшего новгородского князя Святослава Ростиславича.
В период Новгородской боярской республики Старая Pусса всегда была лишь новгородским пригородом, то и дело подвергаясь набегам литовцев, немцев, шведов и русских князей. Так, в 1224 г. литовцы напали на Старую Pуссу ; ее посадник Федор вышел на защиту своего города, но был разбит. В 1234 г. литовцы снова появились под Старой Pуссой , на этот раз совершенно внезапно. Тогда им удалось захватить посад до самого торга, но жители успели все же вооружиться: огнищане и гридьба, купцы и гости ударили на врага, выгнали его из посада и продолжили бой в поле. Литовцы вынуждены были отступить, и Русса была спасена.
В 1471 г. передовой отряд московского войска во главе с воеводой князем В. Д. Холмским сжег город. С тех пор Старая Pусса уже принадлежала московского государям и упоминалась в завещании великого князя Ивана III Васильевича. Город часто упоминался в связи с событиями Ливонской войны.
В 1585 г. литовцы сожгли Старую Pуссу . В 1609 г., во время борьбы князя М. В. Скопина-Шуйского с Лжедмитрием II, его войско во главе с Чулковым и Чеглоковым с помощью шведов под командой Горна выгнали из Старой Pуссы отряды самозванца во главе с Кернозицким. Однако Старая Pусса оказалась в руках шведов и была возвращена России лишь по Столбовскому миру в 1617 г. сильно разоренной.
Город за свою историю неоднократно переживал сильные эпидемии (моровую язву, холеру и др.), голод и опустошительные пожары, так что древних построек в городе сохранилось мало. В северо-восточной части города располагался мужской Спасо-Преображенский монастырь, основанный в 1192г., в правление князя Ярослава Владимировича, преподобным Мартирием, первым его игуменом. Несмотря на неоднократные разорения и пожары, монастырь всегда оставался самостоятельным и всякий раз быстро восстанавливался старорусскими жителями. Построенная при основании обители деревянная церковь во имя Преображения Господня вскоре выгорела, и в 1196 г. на ее месте был сооружен каменный храм того же наименования, простоявший 200 лет. Кроме того, здесь в нач. XVI в. были поставлены 2 деревянные церкви — Рождества Христова и Сретения Господня, на месте которых в первой трети XVII в. выстроили каменные храмы. В Старой Pуссе , кроме Спасо-Преображенской обители, существовали еще 4 монастыря: Козмодемьянский Спасский (осн. в 1408 г.), Кречев-Николаевский, Сергиев и Успенский ( XIV в.).
Жители Старой Pуссы с давних пор занимались добыванием соли из городских и окрестных минеральных источников, а еще раньше здесь вываривали соль новгородцы. Согласно упоминавшемуся преданию, «Русс, брат Словена, построил город Руссу при соляных источниках». Новгородцы вели этим продуктом значительную торговлю, чему способствовало удобное водное сообщение по оз. Ильмень и по рр. Полнеть, Ловать, Шелонь, Мета, Волхов и их притокам. Соль отправлялась на юго-запад Руси и в Псков, ливонские земли и земли ганзейского союза, когда Новгород Великий был с ними в оживленных торговых сношениях.
До 1424 г. солеварение оставалось исключительно частным делом, однако с этого времени казна прибрала к рукам этот промысел, и жители могли добывать соль и торговать ею лишь после уплаты казне определенной пошлины; беспошлинно продолжали добычу и сбыт соли лишь некоторые местные монастыри, получившие на то жалованные грамоты от великого князя, а затем царя.