Православная церковь

Категории

Встречаются в статье

Могут ссылаться

осточнохристиан. церковь, сформировавшаяся в Средневековье на основе визант. церкви. Размежевание зап. и вост. христианских церквей началось с разделения Рим. империи на Западную и Восточную (395), хотя ряд разногласий между христианами запада и востока Рим. державы существовал и ранее. Если запад Европы в Раннем Средневековье потрясали бурные события: гибель Зап. Рим. империи, возникновение и исчезновение множества варварских королевств, возвышение мощной франкской империи и последующий ее распад, то Византия, отбиваясь от натиска извне, плавно эволюционировала к феод. монархии. В зап. христианстве утвердился примат рим. пап. Обладая монархич. властью в западнохристиан. церкви, они были духовными владыками христиан многих государств Зап., Центр. и Юж. Европы. Рим. папы имели и собственное государство в центре Италии. Они были серьезной самостоятельной полит. силой, особенно в Высоком Средневековье. Византий екая же церковь таким полит, весом ни внутри страны, ни вне ее не обладала. «Богоизбранная» императорская власть постоянно вмешивалась в ее дела, держала ее под контролем. Попытки константинопольских патриархов играть самостоятельную полит. роль (напр., в XI в.) пресекались. Главенство патриархов Константинополя в вост. христианстве сочеталось с автономией ряда патриархатов (александрийского, антиохийского, иерусалимского), с установлением автокефалии (самоуправления) местных церквей. Серьезным препятствием установлению монархии, примата (подобно папскому) в вост. христианстве был и захват арабами в Раннем Средневековье Иерусалима, Антиохии, Александрии.

Нарастание противоречий между зап. и вост. христианскими церквами было обусловлено различными ист. судьбами Зап. Европы и Византии. «Мир латинский» и «мир православный» становились все более враждебными. Для византийцев западноевропейцы оставались варварами, несмотря на их христиан, веру, людьми неотесанными, грубыми, кровожадными, вероломными, которые никак не могли быть наследниками величия ант. Рима. Не западноевропейцев, а себя византийцы называли «ромеями» (римлянами). Жителям же Зап. Европы византийцы представлялись людьми изнеженными, хитрыми, обладающими богатствами, не добытыми собственным мечом. Разными были языки, в том числе и в богослужении. Ситуацию обостряли полит, конфликты, борьба между рим. папами и константинопольскими патриархами за главенство над новокрещенным населением славянских стран. По визант. образцу приняли христианство болгары, сербы, вост. славяне, по римскому – поляки, хорваты, чехи и словаки. Причем первых успехов в христианизации чехов и словаков добились визант. миссионеры, но затем они были вытеснены. Острые конфликты, порой со взаимными анафемами, между рим. папами и константинопольскими патриархами начались уже в Раннем Средневековье и привели к окончательному расколу церквей в 1054 г. За зап. церковью закрепилось название «католическая», за восточной – «православная». Раскол закрепил расхождения между православной и католич. церквами в догматике, обрядности, церк. организации, которые сложились к тому времени. В дальнейшем добавились новые, главным образом в результате принятия католич. соборами ряда новых догматов. Православная церковь была (и остается) более консервативной, чем католическая. Она строго следовала своему названию – «правильное прославление Бога». Православная церковь не допустила (в отличие от католиков) никаких нововведений в символ веры, принятый на Никейском (325) и Константинопольском вселенских соборах, отвергнув, в частности, католич. догмат о филиокве. Православная церковь не признала католич. учение о чистилище. Помимо общепризнанных, в православной церкви и католич. церкви появились свои святые. В православной церкви причащаются квасным хлебом, в католической – опресночным; в православной церкви хлебом и вином причащаются как духовенство, так и миряне, в католической в Средневековье ими причащалось духовенство, а миряне – только хлебом. Православное крещение совершается через троекратное погружение в воду, католическое – через окропление. Для католич. духовенства был установлен обязательный целибат, в православии он обязателен лишь для высших иерархов – епископата. Православные священники должны носить бороды, католические – нет. Православной церковь не признает католич. вселенские соборы (с XII в.) и не знает монашеских орденов. В Средневековье автокефальными стали грузинская (484) и русская (1448) православные церкви; болгарская церковь становилась независимой от Константинополя в периоды, когда Болгария обретала независимость. Гибель Византии в 1453 г. привела к образованию еще ряда автокефальных православных церквей. Константинопольский патриарх остался главой константинопольской церкви (хотя в Османской империи он был главой греко–православной общины, обладая рядом юр. полномочий) и считается первым среди др. православных патриархов, не имея, однако, реальной власти над др. православными церквами. Православной церковь в Византии была, по сути, орудием в руках императорской власти, и такая подчиненность церкви государству была присуща православной церкви в др. государствах. Визант. церковь в Средневековье была одним из крупнейших землевладельцев (лишь упадок городов в VIII–IX вв. нанес серьезный удар по ее богатствам, но это было временным явлением). Спасаясь от невыносимого налогового гнета государства, в зависимость от церкви и монастырей переходили сотни тысяч крестьян. Велика была роль православной церкви в средневековой культуре. Напр., все ведущие визант. писатели были монахами. Выдающиеся художники в православных странах оставили свои шедевры, главным образом в виде икон. Православной церковь, в отличие от католич. церкви, допускала богослужение и тексты священных богослов, книг на местных языках, что содействовало развитию собственного литературного языка в ряде стран. Визант. миссионеры Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит, перевели новозаветные и богослужебные книги, ввели славянский язык в литургию. В Византии православная церковь вела ожесточенную борьбу с ересями монофизитов, монофелитов, павликиан, богомилов и др. Серьезным потрясением для нее было иконоборческое движение. И хотя борьба иконопочитателей с иконоборцами закончилась победой высшего духовенства и монашества над теми, кто считал почитание икон идолопоклонством, она ослабила церковь. Многие церк. и монастырские земли были конфискованы императорами–иконоборцами. В X–XI вв. церк. и монастырское землевладение стало быстро расти. Ок. 1000 г. в Византии было почти 7 тыс. монастырей. Переход свободных крестьян на монастырские земли стал таким массовым, что государство было вынуждено его ограничить, чтобы не допустить резкого снижения поступления налогов в казну.

Ряд исследователей считает бурный рост церковно–монастырского землевладения одной из причин упадка Византии. Тяжелая ситуация для православной церкви в Византии сложилась после захвата крестоносцами Константинополя (1204) и создания Латинской империи на захваченных визант. землях. Завоеватели пытались подчинить визант. церковь папе римскому, заменяли православных священников на католических, навязывали римско–католич. литургию. Однако эти действия встретили острую враждебность местного населения, и фактически в недолго просуществовавшей Латинской империи действовали две церкви: католическая – завоевателей и православная – покоренных византийцев. Восстановление Византии положило конец такому положению. Однако турецкая угроза вынудила императора Иоанна VIII и часть верхушки визант. духовенства пойти на заключение Флорентийской унии между католической и православной церквами в обмен на обязательство помощи с запада. Однако уния была отвергнута народом и большинством визант. духовенства. Не была она признана и в др. Православных странах. Захват турками–османами Балкан, Константинополя, Сирии, Палестины и Египта имел крайне негативные последствия для православной церкви в этих регионах. Свободными от гнета иноверцев к концу Средневековья оставались православные церкви в Великом княжестве Литовском (в котором, однако, правители с конца XIV в. были католиками и время от времени пытались ограничить права православных) и на Руси.



По материалам:
  • Курбатов Г.Л. История Византии (от античности к феодализму), М., 1984;