Иуде́я
Восстание Маккавеев
Подавление иудаизма Антиохом IV Эпифаном175163 гг. до н.э. вызвало Еврейское восстание под предводительством священника Маттафии и пяти его сыновей, самым выдающимся и талантливым из которых был Иуда Маккавей.
Победы Иуды
После смерти отца Иуда возглавил восстание и, блестяще ведя партизанские действия, нанес поражения ряду сирийских военачальников; наибольшую славу принесли ему победы при городе Бет-Ороне (166 г.), селении Эммаус, лежащем примерно в 10–12 км северо-западнее Иерусалима (166 г.) и городе Бет-Цуре, расположенном примерно в 30 км от Иерусалима по направлению к Хеврону (165 г.). Затем он захватил Иерусалим и освободил Храм, хотя в цитадели все еще продолжал держаться селевкидский гарнизон.
Борьба за Иерусалим
Продолжая тесную осаду иерусалимской крепости, Иуда распространил свою власть на большую часть Иудеи. Антиох в это время успешно вел кампанию на востоке, и потому, стремясь вернуть Иерусалим, армию вторжения привел в Иудею его наместник Лисий. Он нанес евреям поражение при Бет-Захарии, но сразу вслед за тем вынужден был вернуться в Сирию для подавления вспыхнувшего там восстания (164 г.).
Последняя кампания Иуды
Сирийский полководец Вакхид, командовавший теперь селевкидскими силами в Иудее, нанес Иуде Маккавею поражение и изгнал его из Иерусалима (162 г.). Тот быстро возобновил наступление, разбив войско сирийского военачальника Никанора близ селения Адаса, неподалеку от места его прежней победы при Бет-Ороне (161 г.); Никанор в этом сражении погиб. Тем не менее, еще до конца года Иуда потерпел поражение и был убит Вакхидом в битве при Эласе.
Правление Ионафана
Он продолжал вести в целом успешную партизанскую войну против сирийцев. Признанный фактическим правителем Иудеи, он разместил свою главную квартиру в Иерусалиме (152 г.). В Птолемаиде Финикийской (иначе Акко, или Аке, совр. Акра) он попал в засаду, был пленен и впоследствии убит сирийцами и евреями-диссидентами (143 г.).
Независимость Иудеи
Симон, другой брат Иуды Маккавея, был признан Селевкидами царем Иудеи (143 г.). Последующие десятилетия были отмечены внутренними раздорами и частыми вторжениями в Иудею Селевкидов и соседних арабских вождей. Конец этому смутному времени был положен Римом, после того как Помпей захватил Иерусалим; Иудея была аннексирована Римом, чтобы окончательно утвердить его господство надо всем Восточным Средиземноморьем (64 г.).
Вхождение в состав Римской империи не изменило характера борьбы между различными группировками внутри Иудеи, а лишь обострило ее. Высшее духовенство и крупные землевладельцы составили «партию» саддукеев, выступавшую за сотрудничество с римскими властями и против чересчур скрупулезного соблюдения «завета». Их непримиримые противники фарисеи требовали строгого исполнения воли Бога, но недостаточно последовательно боролись с римлянами (поэтому слово «фарисей» стало синонимом лицемера). В среде простого люда Иудеи в это время получает широкое распространение вера в скорое пришествие избавителя, мессии, посланника Бога Яхве, который спасет народ от гнета чужеземцев и установит царство правды на земле. Наиболее яростными и последовательными защитниками этих идей были зелоты и ессеи, сыгравшие большую роль в возникновении христианства.