Ассирийская военная организация
Тиглатпаласар III745727 гг. до н.э. установил наиболее совершенную и невиданную доселе военную, финансовую и административную систему, сердцем которой являлась армия. Он упразднил территориальное ополчение и построил государство вокруг постоянной регулярной армии. Главным делом нации стала война; ее богатство и процветание поддерживались добычей и надзором за торговлей и финансами.
Функции правительства — как в метрополии, так и в завоеванных регионах — исполняла, устанавливая первую в мире систему централизованного имперского контроля над далеко раскинутыми провинциальными территориями, полувоенная бюрократия. Это было первое подлинно милитаристское общество в истории, не жалевшее никаких усилий, которые могли бы способствовать эффективности армии или закрепить ассирийское превосходство надо всеми возможными врагами. Кроме того, ассирийцы были первыми, кто понял преимущество железа: уже в 1100 г. до н. э. их армии, состоявшие еще из ополченцев, были полностью вооружены наступательным и оборонительным оружием, в том числе колесницами, сделанными из железа. Тиглатпаласар заботился о том, чтобы это техническое превосходство постоянно поддерживалось систематическим усовершенствованием оружия и старательной тренировкой солдат.
Главную массу армии составляли большие соединения копьеносцев, тяжелых и медлительных, но относительно более маневренных, нежели аналогичные пехотные формирования других народов этого времени. Их неотразимое наступление являлось завершающей фазой типичного ассирийского плана битвы. Лучники в ассирийской армии были более высоко организованы, чем соответствующие части в других местах, и, очевидно, имели более мощные луки, из которых со смертельной точностью выпускали стрелы с железными наконечниками. Это порождало смятение во вражеских рядах и являлось подготовкой к четко согласованной атаке колесниц и кавалерии. Главной ударной силой ассирийской армии были части двухколесных боевых колесниц. Их задачей было пробить дорогу сквозь ряды дрогнувшей пехоты врага после предварительной атаки собственной пехоты. Подобно прочим современникам, ассирийцы использовали колесницы как простую грубую силу, но применяли их в больших количествах, с большей решимостью и в более тесной связи с лучниками, копейщиками и кавалерией. Кавалерия была самой маленькой частью армии, но, вероятно, наиболее тренированной и оснащенной. Всадники — частично представители местной знати, но большей частью скифские наемники — сражались дисциплинированно, с уменьем и изобретательностью, невозможными в других родах войск. Только кавалерия могла быть применена в сложных маневрах, предпринимаемых в битве. Ко времени ассирийского возрождения при Саргоне II722705 гг. до н.э. относительная мощь кавалерии увеличилась, и она широко заменила колесницы.
Достаточно хорошо было развито на Ближнем Востоке и искусство фортификации — еще до 1000 г. Исполинские городские стены были почти неуязвимы для средств нападения, которыми располагала ограниченная технология того времени. Ассирийцы значительно усовершенствовали технику осады и штурма укреплений. Их армии сопровождались осадными обозами с различными видами специального оборудования, включая материалы для сборки огромных передвижных деревянных осадных башен, защищенных от горящих стрел обороняющихся крышами из мокрых шкур, а также тяжелых стенобитных таранов. С вершин осадных башен лучники осыпали стены вражеской крепости стрелами, чтобы предотвратить попытки разрушения самих башен, в то время как вблизи другие лучники, укрытые щитами копьеносцев, стреляли (в некоторых случаях горящими стрелами) по высокой траектории через стены, чтобы тревожить защитников и терроризировать население. Механизмы, используемые ассирийцами, не были ими изобретены, а, по всей видимости, заимствованы у шумеров, но успех ассирийскому осадному искусству принесли уменье и организация их применения.
Высокий уровень организации ассирийской армии ясно засвидетельствован ее способностью успешно сражаться в условиях любой местности. Организационные детали не сохранились в доступных нам фрагментарных надписях, однако известно, что полевые армии могли временами достигать численности до 100 тысяч человек. Вооруженные силы такого масштаба требовали для операций в горах и пустынях больших снабженческих обозов и могли успешно функционировать лишь при наличии четко работающих штабных и тыловых служб. Другим фактором, активно помогающим успеху ассирийцев, являлся террор. Их исключительная жестокость и свирепость были, возможно, отражением бессердечности, образовавшейся за века защиты своей родины против диких врагов. Но у ассирийцев существовала также рассчитанная политика террора — возможно, самый ранний пример организованной психологической войны. Им было не в диковинку убивать каждого мужчину, женщину и ребенка в завоеванных городах. Иногда они угоняли в рабство все население. Политика Тиглатпаласара III продолжалась его наследниками.
Вооружение ассирийского войска отличалось большим разнообразием и для своего времени высокими качествами. Применялись лук со стрелами, имевшими металлические наконечники, праща, короткое копье с бронзовым наконечником, меч, кинжал, палица, окованная железом. Усовершенствовано было и защитное вооружение: шлем имел подвеску, прикрывавшую затылок и боковые части головы; воины, которые вели осадные работы под стенами осажденного города, были одеты в сплошные длинные панцири, сделанные из волокна, обшитoгo продолговатыми бронзовыми пластинками: щиты ассирийских воинов были разнообразны как по форме и материалу, так и по назначению — от легких круглых и четырехугольных до высоких прямоугольных с навесом, защищавшим воина сверху. Воин имел при себе бронзовую кирку на длинной деревянной рукоятке, которая применялась при прокладке дорог, устройстве оборонительных сооружений, разрушении завоеванных крепостей, обычно уничтожавшихся до основания, а также железный топор. Запасы оружия и снаряжения хранились в царских арсеналах. В ассирийском войске было введено однообразное вооружение.
Характерна структура войска: на 200 пехотинцев приходилось в среднем 10 всадников и одна боевая колесница; на одного тяжеловооруженного пехотинца — два лучника. Совершенствовались организационные формы войска. Основной организационной единицей был кисир (отряд), насчитывавший 500–2000 воинов. Кисир делился на пятидесятки, которые подразделялись на десятки. Несколько кисир составляли эмуку (силу). Таким образом, ассирийское войско имело довольно сложные для того времени формы организации. Ассирийская пехота делилась на тяжелую и легкую. Тяжелая пехота была вооружена копьями, мечами и имела защитное вооружение — панцири, шлемы и большие щиты. Легкая пехота состояла из лучников и пращников. Боевую единицу составляли обычно два воина — лучник и щитоносец, который прикрывал щитом своего напарника. Наряду с этим имелись и боевые единицы, состоявшие только из тяжеловооруженных воинов. Таким образом, здесь мы видим уже непосредственное взаимодействие в бою легких и тяжелых пехотинцев. Ассирийская пехота действовала в сомкнутом строю лучников, которые вели бой под прикрытием тяжелых пехотинцев с их большими щитами. Это была наступавшая стена щитов. Пехотинцы метали в неприятеля стрелы, дротики и камни. Такой способ действий пехоты требовал правильного построения шеренг и правильного движения их, чего можно было достигнуть лишь обучением воинов. В боевые колесницы были запряжены две—четыре лошади. К кузову колесницы прикреплялся колчан со стрелами. Экипаж ее обычно состоял из двух воинов — лучника и возницы, вооруженного копьем и щитом. Иногда экипаж усиливался двумя щитоносцами, которые прикрывали лучника и возницу. Кроме того, в ассирийском войске появились зачатки совершенно новых родов войск — конницы и «инженерных» войск. Всадники в большом количестве впервые появились в ассирийском войске в IХ веке до н. э. Вначале всадник сидел на неоседланной лошади, а затем было изобретено высокое седло без стремян. Всадники вели бой парами: один был вооружен луком, другой — копьем и щитом. На вооружении всадников иногда имелись мечи и булавы. Тяжеловооруженные всадники-лучники имели лук и меч, копейщики — длинное копье и меч. Тяжело-вооруженные всадники, так же как и тяжелые пехотинцы, были с головы до ног покрыты пластинчатыми доспехами. Своих коней они иногда покрывали специальными защитными попонами. Тяжелая конница сражалась в сомкнутом строю, часто использовалась для фланговых ударов и нередко решала исход битвы. С введением и развитием конницы резко сокращается численность боевых колесниц.
Боевой порядок ассирийской армии состоял из лучников, копейщиков, боевых колесниц и всадников. Основой боевого порядка были боевые колесницы, позади которых размещались всадники. Пехота строилась обычно в три шеренги. Лучники сражались или впереди, под прикрытием щитоносцев, или же в задней шеренге. В последнем случае первые две шеренги копьеносцев (бойцы, вооруженные копьем) нагибались или становились на колено, чтобы лучники могли через них стрелять. Всадники нападали беспорядочными группами, атаки которых легко отражались стойкой пехотой, но они были грозной силой для приведенного в расстройство или разбитого войска. С целью достижения тактической внезапности все начальники ассирийского войска широко применяли ночные нападения.
Для выполнения различного рода землекопных, дорожных, мостовых и других работ ассирийское войско имело особые отряды, положившие начало развитию инженерных войск. На вооружении войска были тараны для разрушения крепостных стен, осадные башни и штурмовые лестницы, а также переправочные средства — бурдюки (на них переправлялись через реки отдельные воины, из них же устраивали плоты и плавучие мосты). Таким образом, ассирийское войско располагало самой передовой техникой того времени. В ассирийском войске весьма искусно проводились осада и штурм крепостей. Одна из основных задач штурма заключалась в устройстве пролома в стене или в разрушении ворот. Для этой цели применялись тараны — толстые бревна с широкими или острыми наконечниками. Таран подвешивался на цепях к деревянному каркасу, установленному на четырех- или шестиколесной повозке. Каркас обычно покрывался щитами из тростника или кожи и защищал находившихся внутри каркаса воинов. В передней части каркаса устраивалась башенка, в которой помещались лучники, оборонявшие таран. При осаде одной горной крепости ассирийцы применили одновременно семь таранов. Оборонявшиеся вели борьбу с таранами при помощи цепей, которые набрасывались на головную часть тарана и подтягивали ее кверху, или при помощи метательных снарядов (сосудов) с горючим веществом, которым зажигались перекрытия каркаса. Кроме того, ассирийцы применяли при осадах подвижные башни и подкопы, а также земляные насыпи с тем, чтобы господствовать над стенами осажденного города и метать в осажденных факелы и зажигательные стрелы. Для прикрытия лучников от обстрела со стен осажденного города вкапывались в землю щиты. При штурме крепости действовали следующим образом: таранами пробивали бреши; затем легкая пехота через брешь или по штурмовым лестницам шла на штурм; тяжелые пехотинцы громадными щитами прикрывали лучников и пращников, которые метанием стрел и камней обеспечивали движение штурмовых колонн. Ассирийское войско, осаждавшее крепость, располагалось обычно в лагере, обнесенном круговым валом. Внутри лагеря имелись крестообразные улицы, а для выхода войск из лагеря устраивались ворота. Это были предшественники римских лагерей. Командование ассирийского войска обычно имело подробные данные о внутреннем и внешнем политическом положении противника. Эти данные доставлялись шпионами, которые наводняли территорию соседних племен и народностей. В своих донесениях шпионы сообщали об обострении тех или иных внутренних противоречий, о военных мероприятиях, оборонительных сооружениях, продовольственных запасах, боеспособности войска, о дорогах, переправах через реки и т. д. С системой организации агентурной разведки мы впервые встречаемся в Ассирийском государстве.
Воины Ассирии проходили обучение и хорошо владели оружием. Походы совершались сравнительно быстро. В походах использовались как вьючный скот верблюды. На остановках обычно строился полевой лагерь, который обносился рвом и земляным валом. Большое стратегическое значение имели хорошо устроенные дороги. Ассирийцы иногда применяли для мощения дорог камень и делали деревянные и даже каменные мосты. Дороги охранялись особыми отрядами. Хорошие военные дороги соединяли политический центр государства с его окраинами и завоеванными территориями. На дорогах были устроены почтовые станции и оборудована сигнализация, что обеспечивало надежную связь. Пути сообщения и связь предназначались в первую очередь для обеспечения боевой готовности войска, с тем чтобы оно могло быстро подавлять любое восстание, направленное против ассирийского господства, и быстро сосредоточиваться в любом пункте для нападения на соседей.
Ассирия почти все время обходилась без флота. Во время военных походов часто приходилось переправляться через реки. Барельефы на развалинах дворцов указывают на способ переправы: воины переплывали через реку на надутых бурдюках из шкур, а царь с военачальниками и боевыми колесницами — на судах; лошади плыли сзади судна на привязи. Из морских экспедиций упоминается только одна. Царица Семириада (1916–1874 гг. до н.э.) пользовалась плавучими средствами во время войны с Индией. Чтобы переправить ассирийскую армию через реку Инд, было изготовлено в разобранном виде около 3000 длинных лодок, которые на верблюдах следовали за армией. Сведения об этом дошли до правителя Индии, который сконцентрировал на реке Инд около 4000 своих лодок, с целью воспрепятствовать переправе ассирийского войска. На реке произошел кровопролитный бой, в котором было уничтожено около тысячи индийских лодок, и ассирийская армия вторглась в Индию. Позднее финикийские мастера строили для Ассирии боевые корабли типа галер. Так, на барельефах ассирийского царя Сеннахериба (705– 686 гг . до н. э.) найдено изображение боевого корабля, построенного для него финикийцами в один из походов к Средиземному морю. Борта судна прикрывались щитами, на носу был установлен таран, по типу греческих военных судов, парусное вооружение — египетского типа.