Военная система Карла Великого
Военная система Карла Великого768814 и 80014 была примитивна по сравнению с организацией македонцев, римлян или византийцев. Тем не менее она являла собой революционный отказ от той анархии, что господствовала в Западной Европе четыре столетия и вновь воцарилась после его смерти. Кроме того, именно она послужила основой для образования феодализма и рыцарства Средних веков.
До Карла Великого главными особенностями войска франков были высокая решительность и исключительная недисциплинированность. Даже под командованием таких способных полководцев, как Карл Мартелл71541 или Пипин III74168, франкские армии были ненадежны, а завоевания их непостоянны. Карлу Великому постоянно удавалось одерживать верх над любыми противниками главным образом потому, что он сумел превратить природную франкскую энергию в дисциплинированную и эффективную организацию, руководство которой осуществлял исключительно сам.
Действенность военной системы Карла Великого наглядно выявляется на примере ее взаимодействия с ломбардской тяжелой кавалерией. Без особых затруднений нанеся ломбардам поражения в двух коротких кампаниях, Карл тем не менее осознал потенциальное превосходство их кавалерии над его собственной конницей. И, успешно работая над ее совершенствованием, он с этого времени активно привлекал в ряды франкской конницы ломбардцев, которые составили главный компонент той армии, которая вскоре разбила аваров. А ведь до осуществленной Карлом реорганизации и введения дисциплины эти же самые ломбардцы всякий раз оказывались довольно-таки беспомощны против набегов аваров в Северную Италию.
Как и во всякой эффективной военной системе, армейская дисциплина была важнейшим ингредиентом реформ Карла Великого. И в кавалерии, и в пехоте ответственность за исполнение приказов вышестоящих командиров поддерживалась на уровне, неизвестном тевтонам с тех пор, как они разбили римские легионы. К концу своего царствования Карл учредил систему призыва на воинскую службу через посредство знатных вассалов, что позволяло ему содержать регулярные армии в поле, не перенапрягая экономику страны, не оголяя ее провинций и не будучи в то же время вынужденным вербовать ненадежных наемников.
Одной из причин, не позволявших предшественникам Карла Великого постоянно держать свои армии в поле, было отсутствие служб тылового обеспечения. Франкские армии существовали исключительно за счет грабежей и опустошений: даже в дружественных областях это быстро ожесточало население и способствовало возникновению беспорядков, на враждебной же территории распыление сил, необходимое для подобного рода «реквизиций» нередко приводило в конечном счете к поражению от рук бдительного и собранного противника. Отсутствие организованного снабжения почти всегда приводило к распаду франкских армий после первых же проведенных в поле недель. Карл Великий учредил службу тылового обеспечения, в том числе продовольственные и вещевые обозы с запасами, достаточными для поддержания его войск в течение нескольких недель. Возобновление продовольственных запасов теперь осуществлялось упорядоченно, как за счет систематических фуражирских отрядов, так и отправкой тщательно конвоируемых дополнительных обозов в места расположения действующих армий. Это позволяло Карлу вести войну в тысячах километров от сердца Франции и даже в течение всей зимы поддерживать армии во время кампаний или осад — нечто неизвестное в Западной Европе со времен римлян.
Карл также возродил македонскую и римскую практику организации осадных обозов, в результате чего никакое столкновение со вражескими укреплениями не могло застать его войска врасплох. Снабженческие и осадные обозы замедляли наступление армий, но обеспечивали надежность их продвижения. К тому же растущая численность кавалерийских сил, сопровождаемых обозами, составленными из вьючных мулов, по-прежнему позволяла перемещать войска быстро и эффективно.
Одним из ключевых элементов военной системы Карла Великого являлись укрепленные пограничные посты или бурги. Они строились вдоль границ каждой завоеванной провинции и были связаны между собой рокадными дорогами. Снабженные всем необходимым, бурги стали опорными базами для маневров дисциплинированной франкской кавалерии, как при осуществлении операций по поддерживанию порядка на уже завоеванных территориях, так и при выдвижении войск вперед для дальнейшего наступления.
Кроме того, Карл Великий вернул в арсеналы Западной Европы лук, возможно, в результате столкновений с аварами и византийцами. По непонятным причинам после его смерти это оружие вновь было забыто большинством европейских армий, хотя и осталось популярным в качестве охотничьего. Еще одним элементом, обеспечивавшим действенность военной системы Карла Великого, являлось наличие единой тактической доктрины, подготовки младших командиров. В армии Карла была и превосходная служба разведки. Полнота и ясность приказов Карла (некоторые из них дошли до наших дней) доказывают не только его собственную высочайшую профессиональную компетентность, но и то, что благодаря ей он сумел создать действенную штабную службу.
Описание важнейших элементов военной системы Карла Великого содержится в пяти императорских указах, обнародованных между 803 и 813 гг., которые в совокупности представляют собой нечто вроде полевого устава франкской армии. В них он вменял в обязанность вассалам подготовку подлежащих мобилизации сил; определял имущественные основы при призыве на военную службу отдельных солдат; организацию соединений; оружие, защитное снаряжение и амуницию, как отдельного солдата, так и соединения в целом; перечень наказаний за проступки и т.п.
Заслуживает внимания стратегия войска франков. Стратегические действия их войска обычно были направлены на раздробление сил противника, на окружение и поражение врага по частям. Стратегические планы характеризовались смелостью и известным риском, что приводило к поражению отдельных, иногда довольно крупных отрядов войска франков. Однако эти тактические неудачи искупались стратегическими успехами. Войско франков обычно действовало по нескольким направлениям, имевшим охватывающую форму. Этот способ ведения войны оказывался эффективным: противник капитулировал, не доводя дело до сражения. В войнах франков выявилась более сложная, чем у римлян, взаимозависимость тактики и стратегии. Здесь тактические результаты не были самоцелью, как это имело место у римлян. Они подчинялись требованию обеспечения стратегического успеха.
В тактике также произошли значительные изменения. Франкская пехота вела бой глубокими сомкнутыми массами, построенными фалангой. С ухудшением боевых качеств пехоты усиливались оборонительные тенденции в ее действиях. С появлением тяжелой рыцарской конницы встал вопрос о взаимодействии ее в бою с пехотой. Рыцари наносили последний решительный удар после того, как противник был изнурен боем с пехотой. Но тяжелая рыцарская конница не могла завершать бой энергичным преследованием до полного уничтожения врага.
Наконец, в войнах франков получило дальнейшее развитие устройство тыла. Постройка специальных этапных дорог (коммуникаций), с оборудованием на них промежуточных баз, обеспечивала снабжение войска. Устройство тыла повышало маневренность франкского войска, его стратегическую подвижность и позволяло продолжительное время действовать в глубине вражеской страны.