Гус, Ян
Чешский мыслитель и религиозный реформатор, вождь чешского церковно-национального движения XV в., бывшего самым крупным проявлением непосредственного участия чешского народа в духовной жизни средневековой Европы.
Биографическая справка
Родился в семье крестьянина в местечке Гусинец Юго-Западной Чехии, учился в Пражском университете и в 1393 г. получил степень магистра «свободных искусств», в 1400 г. принял священство, а в 1402 г. был назначен на место проповедника при Вифлеемской часовне. На Гуса были возложены обязанности проповедовать перед духовенством на съездах или Соборах в Праге. Одновременно с этим, Гус занимал должности декана факультета искусств (1401– 1402 гг.) и ректора (1402– 1403 гг.) в Пражском университете, где он читал лекции и был экзаменатором.
До знакомства с широко распространившимися в то время трудами английского религиозного реформатора Джона Уиклифа, Гус придерживался догматов Римско-Католической церкви. Впоследствии он, оставаясь верным многим католическим догматам и верованиям, стал одним из главных предшественников Реформации. В основе его взглядов лежали два из трех основных протестантских принципов: учение св. Августина о предопределении и признание Св. Писания высшим и обязательным авторитетом для папы и Соборов. Гус допускал, что «закон Божий» можно понять человеческим разумом и что каждый человек самостоятельно судит о том, правильно ли была использована «правда Божия».
Ставя выше всех соображений правду, Гус с благородной горячностью обличал недостатки духовенства, осуждал богатство Церкви. Многочисленные жалобы священников вынудили архиепископа лишить Гуса его звания проповедника на духовных съездах, а затем запретить и священствовать. В 1410 г. был устроен публичный диспут в университете, причиной которого послужило сожжение, по указанию папы, трудов Уиклифа. Гус, в числе других профессоров, апеллировал к папе, доказывая, что только невежды могли сжечь философские, математические и другие книги. Результатом этого стало отлучение Гуса от Церкви, а движение, вождем которого он стал, из университетского превратилось в религиозное и народное. В 1412 г. по распоряжению короля были казнены трое ремесленников, особенно горячо кричавших в Церкви, что папская булла об индульгенциях — обман. Казнь состоялась несмотря на заступничество Гуса. Народ признал казненных мучениками, движение разрасталось, и Гус был вынужден, оставив город, удалиться в замок Козий-градек, где начал проповедовать перед народом и написал свой трактат «О церкви», основывавшийся на взглядах Уиклифа.
Волнение, вызванное этими событиями, отразилось далеко за пределами Чехии. Желая устранить смуту, император Сигизмунд, брат и наследник императора Чехии Венце-слава, убедил папу созвать Собор в Констанце ( 1414 г.). По приглашению Сигизмунда туда же поехал и Гус, чтобы защитить свой народ от нареканий в ереси. Констанцский собор ставил перед собою три задачи: уничтожение ереси, устранение раскола в папстве и исправление Церкви. Прибыв в Констанц 3 ноября, Гус уже 28 ноября был призван к допросу перед папой и кардиналами. После непродолжительного диспута он был арестован и заключен под стражу несмотря на протест сопровождавших его чешских вельмож, охранную грамоту и негодование самого императора. Письма, которые Гус писал домой, страдая в заключении от разных болезней, ярко обрисовывают многие положительные стороны его натуры: добросовестность, целомудрие, строгость к себе и нежность к домашним и друзьям, благородное и незлобное отношение к врагам, горячий патриотизм и безусловное уважение к истине.
Обвинения, предъявленные Гусу, касались в основном «заблуждений» Уиклифа, «усвоенных или защищаемых Гусом»: учения о том, что Церковь могла бы обойтись без видимого главы — папы, что лица, совершившие смертный грех, не достойны владения собственностью и т. п. С его точки зрения, выдвинутые против него обвинения либо основывались на неверном понимании его слов, либо касались тех мыслей, от которых он не отказывался, но и не признавал еретическими, будучи совершенно уверенным, что он стоит на почве Св. Писания. Основываясь на этом, Гус отказывался отречься от обвинений и тем самым признать их. От своих собственных идей он готов был отступиться только в том случае, если против тех текстов Св. Писания, которые он приводил в подтверждение, ему укажут более веские.
Опасаясь большого неудовольствия со стороны чехов, стоявших за Гуса, император и многие просвещенные кардиналы уговаривали его отречься и избежать осуждения. Но бледный и изнуренный зубной болью Гус просил не налагать на него «петли вечного осуждения, принуждая его солгать и поступить против совести». Хотя участь его была решена, Собор медлил еще целый месяц, не оставляя попыток добиться отречения. Когда все оказалось безуспешным, 6 июля 1415 г., на 15 заседании Собора, Гусу прочли обвинительный приговор, в котором кроме прежних неверных обвинений фигурировало еще одно, утверждавшее будто Гус признавал себя четвертой ипостасью св. Троицы. Его лишили священнического сана и как осужденного еретика выдали светской власти, уже ранее сделавшей все приготовления для казни. Попытки уговорить Гуса продолжались на пути к костру, и даже в момент, когда должны были зажечь костер, имперский маршал в последний раз повторил свое предложение отречься ради спасения жизни. Последними словами Гуса были: «Призываю Господа в свидетели, что не учил и не проповедовал того, что показали на меня лжесвидетели. Главной целью моих проповедей и всех моих сочинений было отвратить людей от греха. И в этой истине, которую я проповедовал согласно с Евангелием Иисуса Христа и толкованием святых учителей, я сегодня радостно хочу умереть».