Асту́рия

черновик
AsturiaлатAsturiasисп

Историческая область на северо-западе Испании, у Бискайского залива, в Кантабрийских горах; в настоящее время автономная область в Испании.

Астурия — историческое ядро испанского христианского государства. Обитатели Астурии, подобно своим соседям — кантабрам и баскам, довольно успешно противостояли попыткам романизации и христианизации. После разгрома Вестготского королевства арабами (711– 714 гг.) в горах Астурии нашла убежище часть испано-готской аристократии. Ее предводитель Пелайо (718– 737 гг.) объединил вокруг себя ряд астурийских племен и направил их энергию против арабов, нанеся им поражение в битве при Ковадонге ( 722 г.). Это небольшое столкновение стало первой победой над арабами, не обратившими особого внимания на сохранение очага сопротивления в далеких северных горах. Центром Астурии был г. Кангас-де-Онис.

Королю Альфонсо I (739– 757 гг.) удалось установить контроль над обширными областями к югу от Кантабрийских гор, которые он стал заселять христианами северной Месеты (обширные плоскогорья, занимающие всю центральную часть Иберийского полуострова). Это способствовало восприятию испано-готского образа жизни жителями гор. Некоторые представители клира и знати — выходцы из Месеты — способствовали формированию новой идеологии, видевшей в Астурии законную преемницу Вестготского королевства. При Альфонсо II (791– 842 гг.) формирующиеся политические и церковные структуры реорганизуются по испано-готским образцам. Новая королевская резиденция — Овьедо — становится преемницей толедского двора вестготских правителей. Золотой Крест Ангелов, который, по легенде сиял в небе в день битвы при Ковадонге, стал главной святыней и символом страны. В столице и ее окрестностях были возведены многочисленные дворцы и храмы, среди которых — выдающиеся произведения дороманского зодчества Европы, дошедшие до наших дней: церкви Сан Хуан де лос Прадос (ок. 830 г.), Сан Мигель де Лильо, Санта Мария дель Наранко и Санта Кристина де Лена (все — 842– 850 гг.), Сан Сальвадор де Валь-дедьос (после 870 г.). Все это придало борьбе с арабами религиозно-политическую цель: из сопротивления чужой власти она превратилась в великое предприятие по освобождению полуострова от ислама и восстановлению единства христианской Испании — в РеконкистуVIIIXV.

К концу правления Альфонсо III (866– 910 гг.) границы королевства расширились до Мондегу и Дуэро. Обширные территории снова заселились христианами. Центр жизни страны переместился к югу. В 924 г. столицей королевства окончательно стал Леон. Один из королей Астурии даже принял титул императора, желая обосновать свои претензии на наследие державы вестготов. Позже христианам удалось даже перейти р. Дуэро и заселить Саламанку.

Вторая половина X в., напротив, характеризуется упадком Астуро-леонского государства. Войска Халифата под предводительством аль-Мансура (Альманзора) перешли Дуэро и подвергли разграблению Леон и Сантьяго-де-Компостела. В Галисии начался мятеж знати, отделилась Кастилия, возник целый ряд независимых графств. Альфонсо V (999– 1028 гг.) вел борьбу с претензиями высшей знати, дал городу Леону фуэро (1017–1020 гг.), осуществил территориальную реформу королевства. С гибелью его преемника ( 1037 г.) пресекается древняя астурийская династия: престол перешел к графам Кастилии. Сама Астурия еще очень долго сохраняла особые привилегии, а наследники престола Кастилии (затем — Испании) с 1388 г. носят титул принца Астурийского.

Большая школьная энциклопедия : История Средних Веков — М.: Олма-пресс, 2000.Полный список использованной литературы