Икта

букв. — наделараб
конец VII в.

Термин, обозначавший условное пожалование земельного надела (типа бенефиция) феодалам в странах Ближнего и Среднего Востока в Средние века.

Икта упоминается в арабских источниках при Омейядах661750 с кон. VII в., но распространение получила в VIII– X вв. при Аббасидах7501258. В значении своеобразного бенефиция икта подробно описана законоведом XI в. аль-Маварди (Аль-ахкам ас-султанийа, изд. Enger, Бонн, 1853, с. 330-43). Аль-Маварди рассматривает несколько видов икты , в том числе:

Икта тамлик
пожалование земли

Икта тамлик представляла либо «мертвые земли» — мават (араб.), данные кому либо, под условием обработки их в течение 3 лет, с правом передачи по наследству, но с обязательством уплаты поземельной подати в казну, либо обработанные земли во вновь завоеванной стране, покинутые прежними владельцами и отданные в икту

Икта иджара
пожалование ренты

Икта иджара означала пожалование военным и гражданским чинам права взимать в свою пользу государственные подати — харадж (поземельная подать, от 15 до 40–50% урожая, представлявшая собой феодальную ренту), либо ушр , либо джизью с определенной земли, большой или малой (в зависимости от чина мукта — владельца икты), на время отправления должности (вместо жалованья) или пожизненно (вместо пенсии).

Согласно Маварди, икта всех видов (кроме земель мават) не могла быть наследственной. Однако по мере развития феодализма практика все более расходилась с правовой теорией.

С IX в. иктой стали называть также пожалование халифом области в наместничество эмиру, с правом взимания в свою пользу всех или части налогов. Пожалованная в икту рента, которая сначала взималась служащими податного ведомства и затем передавалась мукта, позднее стала взиматься непосредственно последними, и владение рентой на практике превращалось во владение землей. Благодаря распространению обычая наследственности должностей (в частности, и наместничеств), с IX в. икта на практике также превращалась в наследственную; в X в. такая практика в Иране и Срелней Азии стала обычной (см., напр., В. В. Бартольд, Туркестан..., ч. 2, СПБ, 1900, с. 249,264-65). Тогда же икта распространяется за счет других категорий феодального землевладения. В теории земли икты продолжали считаться государственными, но фактически превратились в условную феодальную частную собственность, типа лена. Основные различие между государственными землями и иктой было в том, что государство выступало единственным собственником земли и непосредственным (через свой финансовый аппарат) эксплуататором крестьян, а на землях икты право взимания податей, следовательно эксплуатация крестьян, а затем и управление землями перешло к леннику-мукта.

В империи Сельджуков (XI– XII вв.) и в монгольской державе (XIII– XIV вв.) фонд земель икты очень расширился; при Мелик-шахе было роздано тюркским военным чинам 46 тыс. икт; при Газан-хане иктами были наделены все монголы, числившиеся в феодальном ополчении. Икты были очень различны по размерам, от целой области до одной деревни или части ее. Распространение икт было связано со складыванием феодальной иерархии. При Газан-хане икта формально была признана наследственной. Владельцы икт в X- XIV вв. в Иране, Средней Азии и Азербайджане пользовались правом налогового иммунитета, административно-судебный иммунитет появился в середине XIV в. footnoteСоюргальСойюргальсуйургаль — букв. милость, пожалование, льготамонгНаследственное пожалование земли, обусловленное несением военной службы в Золотой Орде, а также в сер. XIV — сер. XIX вв. в Средней Азии, Иране, Азербайджане, Ираке и в XVI — сер. XIX вв. — в северо-западной Индии. Владелец Сюргаля, как и владелец икта, пользовался налоговым иммунитетом, взимая все подати в свою пользу, а также, в отличие от икта, — судебно-административным иммунитетом. Сюргаль мог быть размером от одного селения до области с сотнями и тысячами селений. В последнем случае владелец Сюргаля мог от себя раздавать земли своим вассалам. С XV в. Сюргалем жаловались не только воинской знати, но и духовным лицам (особенно в Индии в период владычества Великих Моголов). Рост земель икты и сокращение фонда государственных земель — одна из причин ослабления центральной власти и торжества феодальной раздробленности.

На Аравийском полуострове никогда не было икты . В Сирии уже в XII в. икта была фактически наследственной. В Египте икта получила развитие особенно при Айюбидах11711250 и при мамлюкских султанах (1250–1517). К началу XV в. почти вся земля в Египте принадлежала султану и эмирам; центральная власть, стремясь избежать появления сильных вассалов, отдавала в икту эмирам не сплошные земельные массивы, а дробные наделы в разных местах. Сидевшие на землях икты крестьяне были прикреплены к земле, и их зависимость от мукта была настолько полной, что, по словам Макризи ( XV в.), они отличались от рабов только тем, что не могли быть проданы, но не могли быть и освобождены. Икта в Египте сохранялась до нач. XIX в. икта как форма условного феодального владения была известна в Делийском султанате. В империи Великих Моголов известна под названием Джагир.

Большая школьная энциклопедия : История Древнего Мира / под. ред. О.П. Ткач — М.: Олма-пресс, 1999.Полный список использованной литературы