Виды податей стран Ближнего и Среднего Востока в Средние века

Джизья араб

Налог, дань, которую, по преданию, платило немусульманское население (зимми) Мухаммеду, а потом халифам; в этом значении упоминается в Коране (сура 9, стих 29).

Обложению джизью подвергались мужчины, достигшие зрелого возраста. Джизья — также подушный налог, который платило немусульманское население наряду с поземельным налогом — хараджем (женщины, дети, старики, рабы, нищие и монахи от него освобождались). Джизья вносилась преимущественно деньгами, а также натурой — одеждой, скотом и т. п. При взимании учитывалось имущественное положение плательщиков (богатые менялы, торговцы тканями, врачи, крупные землевладельцы платили 48 дирхемов ежегодно, люди среднего достатка — 24 дирхема, портные, красильщики — 12 дирхемов). В Османской империи джизья существовала до кон. XVIII в., когда слилась с хараджем.

Хара́дж араб

Поземельный налог в странах Ближнего и Среднего Востока, взимавшийся государством.

В государстве СасанидовIIIVII — поземельный налог ( хараг ), введенный в результате налоговой реформы Кавада I — Хосрова I Ануширвана. На территории раннего Халифата термин харадж употреблялся также как синоним джизьи для обозначения фиксированного налога-дани с завоеванного арабами немусульманского населения. В Халифате харадж как поземельный налог взимался не только с немусульманского, но и с мусульманского населения, владевшего землями. Мусульманские законоведы различали харадж-мисаха (взимался с единицы площади) и харадж-мукасама (с урожая в виде 1/4, 1/3 или 1/2 доли, в зависимости от качества земли и способов ее орошения). Харадж-мисаха, в свою очередь, делили на харадж-мисаха I и харадж-мисаха II. Первый взимался в твердых ставках с единицы площади земли (был распространен в византийских владениях до завоевания их арабами). При сборе второго ставки колебались в зависимости от видов выращиваемых культур, соотношения обработанной и необработанной земли, плодородия, отдаленности от рынка, способов орошения и др. факторов. В Халифате до Аббасидов взимался преимущественно харадж-мисаха. Со второй пол. VIII в. в некоторых частях Халифата преобладающим видом обложения стал харадж-мукасама, введенный при аль-Махди (775–785). В Османской империи харадж к кон. XVIII в. слился с джизьей. В Египте в 1907 г. харадж был заменен подоходным налогом.

Аша́р араб
ушр — десятая часть араб

Натуральный десятинный налог в мусульманских странах.

Взимался ежегодно государством или феодальными владетелями с продуктов земледелия, животноводства, рыбной ловли, промыслов. Исходной основой ашара явилось домусульманское обычное право, а также сходные с ашаром формы повинностей, существовавшие в ряде стран до арабских завоеваний. Ашар постепенно обособился от узаконенного в начальный период халифата установления шариата о закяте — обязательном взимании с каждого мусульманина сбора для ведения войны против «неверных», поддержания ислама и содержания неимущих. В различные исторические периоды в зависимости от местных условий ашар видоизменялся и взимался под разными назв. (икта, димос, онда, ондалык, саларийе — в Османской империи, дах-йак — в Иране и т. д.).

Откупная система взимания ашара , введенная в кон. XVI– XVII вв. в ряде стран, особенно в Османской империи, доводила размер ашара фактически до 1/2 дохода крестьянина. В Турции ашар был отменен законом от 17 февр. 1925 г. В ряде мусульманских стран (напр., в Йемене, Саудовской Аравии) ашар сохраняется и поныне.

Иктакон. VII
Советская историческая энциклопедия / под ред. Е.М. Жукова — М.: Советская энциклопедия, 1973–1982.Полный список использованной литературы