Государство Сасани́дов

черновик
IIIVII вв.

Государство на Ближнем и Среднем Востоке в III– VII вв., возглавлявшееся династией Сасанидов; образовалось на месте Парфянского царства.

В 224 г. Сасанид Ардашир I22641, овладевший к этому времени Парсом и некоторыми соседними областями, разбил парфянского Артабана V и в 226/227 короновался в КтесифонеIII в. до н.э.. При Ардашире I и Шапуре I239(241)72 был объединен Иран и присоединены обширные территории к западу и востоку от него (позже некоторые были утрачены).

Успехи во внешней политике (в частности, победы над Римом) отражали упрочение иранского государства и усиление власти царя (шаханшаха — «царя царей»). На территории Парфянского царства существовало большое число полузависимых «царств» и княжеств; по традиции персидской литературы, из 240 их владетелей 90 (варианты: 80, 96) было уничтожено Ардаширом I; борьба с выступавшей против Сасанидов местной знатью продолжалась и при Шапуре I. Строительство новых «царских» городов и крепостей упрочивало власть царя и его администрации; были заложены основы административного деления некоторых областей (в частности, Парса), нарушавшего границы старых владений знати и ее прямую связь со свободными общинами этих владений. Все это увеличивало значение и размеры территории, непосредственно зависевших от шаханшаха.

В III в. в государстве Сасанидов существовало еще значительное число старых владений местной знати и ряд «царств»: Сакастан, Керман, Мерв и др. (но царями ряда областей становятся члены рода Сасанидов), а также автономные города типа полисов, главным образом на западе государства Сасанидов .

Правители царств, члены рода Сасанидов и нескольких знатнейших владетельных родов старо-иранской аристократии (Сурены, Карены и др.) занимали первые места в государственной иерархии. Среди следовавших затем административных и придворных чинов при Шапуре I впервые появляется (в надписи 262 г., после множества других чинов) жрец Картир. Уже при образовании государства Сасанидов Сасаниды опирались на иранское жречество: наряду с наместником в провинцию назначался мобед (магупат — «глава магов»), с помощью государства основывались новые храмы огня. При Ардашире I зороастризм стал государственной религией. Под руководством Картира (при Шапуре I стал главой всех магов, при Бахраме II — верховным жрецом и судьей всего государства и духовником царя) была создана единая церковная организация.

Зороастрийская церковь и верхушка иранского жречества становятся одной из главных политических и экономических сил государства Сасанидов . В III в. было проведено первое в государстве Сасанидов упорядочение канона Авесты. Иные религии (христианство и др. на западе, буддизм и др. на востоке) подвергались преследованиям; но зороастризм не получил значительного распространения вне Ирана, а также в ряде иранских городов, особенно среди переселенцев с запада (христиан, иудеев и пр.). Сочетавшее же наряду с иранскими элементы древних религий манихейство, временно поддерживавшееся Шапуром I, было затем запрещено. Цари государства Сасанидов (с Шапура I) носили титул шаханшаха Ирана и не-Ирана, или ариев и неариев, а само государство называлось Эраншахр («царство ариев», или «иранцев»); сасанидское право (известно в основном по судебнику VI в. — «Матакдан-и хазар датастан», содержащему также множественные ссылки на судебные решения более раннего времени) непосредственно противопоставляло иранцев-ариев (зороастрийцев) неиранцам (незороастрийцам), отдавая преимущество иранцам.

Последняя четверть III – нач. IV вв. — период временного ослабления государства Сасанидов , междоусобных войн и переворотов. Государство Сасанидов терпит неудачи в борьбе с Римом (поход императора Кара в государство Сасанидов в 282 г.; выгодные Риму договоры 283 и 298 гг. и пр.); от государства Сасанидов отпадает ряд областей на востоке. Шапур II30979 восстановил и упрочил власть государства Сасанидов в ряде утраченных областей; в войнах с Римской империей спорные районы Месопотамии и ок. 4/5 Армянского царства отошли к государству Сасанидов (присоединения, закрепленные договором 387 г.; до нач. VI в. государство Сасанидов и Византия в основном поддерживали мирные отношения); в V в. цари местных династий Армении, Албании, Иберии были заменены наместниками государства Сасанидов . При Шапуре II сильно возрастают центростремительные тенденции в государстве Сасанидов , власть царя и его администрации; укрепляется единство церкви (к нач. правления Шапура II усилились разногласия и борьба среди иранского жречества); под рукой магупата Атурпата Михраспандана была кодифицирована Авеста (окончательная редакция и запись авестийским алфавитом относится к VI в.); вновь усиливается преследование древних религий (особенно христианства с 339 г., после его признания государственной религией в Римской империи); развивается практика дополнительного податного обложения иноверцев; возобновившееся строительство «царских» городов сопровождается утратой автономии старыми городами (после восстания в Сузах на месте разрушенного был основан новый «царский» город — Эран-Хварра-Шапур).

В IV и V вв. исчезают некоторые существовавшие ранее «царства» и полузависимые владения знати (особенно в основных областях государства Сасанидов ). Развивается система центральной и провинциальной администрации; первые места в государственном «табели о рангах» заняли вазург-фрамадар (глава государственного аппарата — первый министр), мобедан мобед (в V в. считался вторым лицом в государстве после царя), эран-спахбад (верховный главнокомандующий) и некоторые др. общегосударственные чины. Концентрация власти в руках высших представителей сановной знати, военачальников и жречества сопровождалась усилением эксплуатации иранской общины и нарастанием в V в. социального кризиса в иранском обществе.

После Шапура II правило несколько слабых царей. Йездегерд I несколько ограничил влияние знати и жречества, но был устранен ими; при Бахраме V и Йездегерде II фактически правил вазург-фрамадар Михр-Нарсе. Попытки заменить христианство зороастризмом в закавказских провинциях (с целью укрепить в них власть государства Сасанидов ) вызвали восстания в Армении, Албании и Иберии в 450–451, 481–484 и в 571– 572 гг. До сер. V в. государство Сасанидов успешно боролось с объединениями восточных и северных племен (хионитами, кидаритами, чуль и др.), но войны с эфталитамиVVI завершились поражением государства Сасанидов и гибелью в 484 г. царя Пероза; государства Сасанидов потеряло области к востоку от Мерва и обязалось выплачивать тяжелую дань.

В нач. 90-х гг. V в. обострение социально-политического кризиса в иранском обществе привело к маздакитскому движению, со времени которого начинается новый период в истории государства Сасанидов , по сравнению с предшествующим характеризующийся глубокими изменениями в системе управления, социально-политической структуре, культуре и пр.

В III– V вв. сохранялось и официально признавалось государством древнее деление иранского населения на касты, или сословия: артештаран — военную аристократию (включая и царя); жречество; вастриошан — земледельцев (в т. ч. слой азатов-дехкан); хутухшан — ремесленников (а также лиц, находившихся в услужении, и др.); в отличие от земледельцев, ремесленники не причислялись к трем первым почетным кастам и считались экономически зависимыми, работающими на других; с созданием развитого административного аппарата складывается (очевидно, не ранее V в.) сословие писцов ( диперан ).

Значительную часть населения государства Сасанидов составляли рабы разных категорий. Социально-экономический строй иранского общества в III– V вв. характеризуют либо как феодальный (как часто считают, с парфянских времени), либо как дофеодальный (считая иранское крестьянство свободным до V в.), либо как переходный от рабовладельческого к феодальному; в маздакитском движении видят реакцию на развитие феодальных отношений, обычно имея в виду эксплуатацию иранской общины конкретными владетелями из знати; к послемаздакитской эпохе относят укрепление феодальных отношений или начальные этапы их развития. Рабовладельческих уклад безусловно имел в государстве Сасанидов большое значение, вместе с тем развивается практика частичного (на 1/4, 1/6, 1/10) освобождения раба; труд рабов применялся на ирригационных работах, в строительстве, в сельском хозяйстве, ремесле, на рудниках; большое число рабов было занято в храмовых хозяйствах; земельные владения с прикрепленными рабами ( дасткарты ) принадлежали царю и частным лицам (есть сведения о дарениях царями именно этой категории владений); отдельные представители знати имели громадное число рабов; рабы и обрабатываемые ими участки имелись и у общины. Внутри общины сохранялось общее владение частью земли, стада, пастбищами, но в основном земля принадлежала отдельным семьям, ведшим собственное хозяйство, и постепенно переходила в частную собственность (типа аллода или мулька); в ходе имущественной и должностной дифференциации в общине выделялся слой азатов-дехкан ; в некоторых районах Ирана расслоение общины мало ощущалось и в послесасанидскую эпоху; в др. районах из азатов-дехкан вырастали мелкие и средние землевладельцы, в зависимость от которых попадали разорявшиеся общинники, неполноправные члены общины и ее рабы; этот процесс развивался и в V в., но особенно характерен для последующего периода, когда он привел к созданию мелкого и среднего феодального землевладения, которое до XI– XIII вв. представляли те же дехканы с их мульковыми землями. Достоверных сведений о закабалении иранской общины отдельными представителями знати для III– V вв., как, впрочем, и для VI– VII вв., не имеется; данные о переходе крестьян из общины на собственные земли знати сомнительны; в целом в Иране и в V в. эксплуатация общин осуществлялась государством (в интересах знати и жречества), над общинами стояли представители администрации, сборщики налогов и пр., а не землевладельцы из знати. В V в. наряду с подушной податью и налогом на земледельческую продукцию (от 1/6 до 1/3 урожая) крестьяне облагались различными сборами (налог на общественные нужды и пр.) и несли повинности. С ростом эксплуатации в V в. резко ухудшилось экономическое положение общинников, часть их теряет возможность воспроизводить свое хозяйство, нередко покидает деревни и земельные участки; разрушается ирригационная сеть, учащаются неурожаи и голодные годы, все это отрицательно отражалось и на экономике государства Сасанидов в целом.

Положение изменилось со времени маздакитского движения; с нач. VI в. (уже при Каваде I48896 и 499531) в государстве Сасанидов начался экономический подъем. Раздел имущества знати и богатых способствовал восстановлению и развитию крестьянских хозяйств, но наибольшие, как экономические, так и политические, выгоды из движения извлекли азаты-дехканы. При Хосрове I Ануширване53179 часть старой знати оказалась в непосредственной экономической зависимости от государства и царя, материально поддерживавшего ее, но стремившегося не допустить возрождения ее политического засилья. Административные и военные реформы Хосрова I ограничили сосредоточение власти в руках отдельных вельмож; одновременно возросла роль бюрократического аппарата и чиновничества. Налоговая реформа Кавада I — Хосрова I установила фиксированные налоги: поземельный ( хараг или харадж ) и подушную подать ( гезит ). Новые налоги в целом были легче взимавшихся с иранской общины в V в. и увеличивали заинтересованность крестьян в производстве. Подушную подать выплачивал народ — податное сословие, но от нее освобождались (как находившиеся на государственной службе) сословия воинов, духовенства и писцов; по новой сословной схеме в сословие воинов включались вместе с представителями старой знати и рядовые воины (т. е. азаты ) footnoteАзаты В Иране при Сасанндах (III– VII вв.) низшая прослойка привилегированного сословия всадников (артештаран) средние и мелкие землевладельцы, свободные от податей и обязанные службой в конном ополчении во время войны. .

При Хормизде IV снова стали подвергаться преследованиям многие представители высшей знати, жречества и бюрократии, а их имущество конфисковывалось (по источникам, в интересах «рядовых воинов»), но в 589/ 590 г. в Хорасане началось восстание Бахрама Чубина, а в столице группа знати свергла и убила Хормизда IV, провозгласив царем Хосрова II591628.

В VI в. государство Сасанидов добилось больших успехов во внешней политике. После разгрома эфталитов в 558–568 территории по левому берегу Амударьи и в Афганистане были вновь включены в состав государства Сасанидов , ок. 570 г. был завоеван Йемен, ок. 589 г. разгромлены вторгшиеся в государство Сасанидов тюрки. Но война Хосрова II с Византией (поддержанной затем хазарами и тюрками), когда ее восставшие провинции на два десятилетия отошли к государству Сасанидов , окончилась неудачей и свержением Хосрова II иранской знатью в 628 г. Длительная война, приведшая к истощению материальных ресурсов государства, резкое увеличение налогов, нарушение системы социального равновесия, поддерживавшейся предшественниками Хосрова II, подорвали политическое и экономическое могущество государства Сасанидов . В 628– 632 гг. в государстве Сасанидов сменилось ок. 10 царей. При Йездегерде III государство Сасанидов не смогло оказать успешного сопротивления арабским завоеваниям.

Советская историческая энциклопедия / под ред. Е.М. Жукова — М.: Советская энциклопедия, 1973–1982.Полный список использованной литературы