Салическая правда
Салический закон — памятник обычного права салических франков, правовой источник значительной части населения Франкского государствакон. Vсер. IX, одна из ранних варварских правд. Записана в начале VI в. по распоряжению короля Хлодвига481(482)511; при его преемниках подвергалась дополнениям и переработке.
Первоначальный текст Саллической правды не сохранился. Дошедшие до нас рукописи (свыше 80), из которых самая ранняя датируется 740 г., являются модифицированными списками разных промежуточных исходных редакций, отразивших в различной степени эволюцию обычного права и влияние развивавшегося королев. законодательства. Они подразделяются исследователями на 5 семей. Наиболее архаичными являются тексты рукописей 1-й семьи (группа "А", по Экхардту), включающие 65 титулов. Их исходная редакция датируется 507– 511 гг. К числу наиболее поздних относятся рукописи 5-й семьи, включающие 70 титулов (группа "К", или «Каролина», по Экхардту), исходная редакция которых появилась при Карле Великом768814 и 80014.
Саллическая правда , записанная на вульгарной латыни (с вкраплениями франкских слов и выражений), представляет перечень конкретных преступлений и соответствующих им наказаний, налагавшихся главным образом в виде штрафов, которые исчислялись в римских денежных единицах (солиды, денарии). Она воспроизводит различные этапы архаичной судебной процедуры. Саллическая правда , возникшая в сравнительно слабороманизованных областях Галлии, не испытала заметного влияния римских правоотношений и сохранила в почти не измененном виде нормы германского обычного права.
Саллическая правда — исключительно важный исторический источник, отразивший эволюцию франкского общества от первобытно-общинного строя до начального этапа формирования феодальных отношений. Саллическая правда содержит подробные сведения о состоянии хозяйства и материальной культуре франков. Она засвидетельствовала начавшийся процесс социального расслоения среди франков, получивший правовое оформление. Титулы XLI, LIV указывают на привилегированное положение приближенных короля (графы, дружинники), жизнь которых защищалась вергельдом в 600 солидов ВергельдWergeldнемот др.-верх.-нем. Wer – человек и gёlt – ценаВ варварских правдах денежное возмещение за убийство, уплачивалось убийцей и его родственниками родичам убитого, заменяло кровную месть. Смотреть полностью. Вергельд свободного человека составлял 200 солидов, лита и вольноотпущенника — 100 солидов. За убийство раба его хозяину возмещали 30 солидов. Титулы XL и LVIII содержат сведения об имуществ. расслоении среди свободных, а титул XLI — о наличии в составе населения Франкского государствакон. Vсер. IX римских земельных собственников и зависимых от них людей (галло-римское население, согласно Саллической правде , находилось в приниженном положении по сравнению с франками).
Саллическая правда (титулы XLIV, LVIII, LIX, LX, LXII и др.) свидетельствует о том, что род у франков не являлся уже хозяйственным коллективом, однако сохранились его пережитки, выражавшиеся, в частности, в существовании специфических связей свободного человека с группой сородичей — по отцовской и материнской линиям (получение и уплата вергельда, взаимное наследование и соприсяжничество). Саллическая правда отразила процесс распада родовых связей, проявлявшийся в практике отказа от родства (титул LX). Титул XLV («О переселенцах») дает наглядное представление о вилле-деревне, жители которой, не связанные между собой родством, являлись коллективным собственником всех земель. Леса, пастбища и водоемы находились у них в общем пользовании, осваиваемые земли — во владении больших и малых семей. Свободного отчуждения земли Саллическая правда не знает. Однако наследование земли исключительно мужскими потомками (титул LIX) и распад родовых связей ознаменовали начало превращения земельных владений домохозяйств в отчуждаемую собственность — аллод. Саллическая правда отразила переход земледельческой общины в соседскую общину-марку.
Саллическая правда содержит сведения о начальном этапе формирования франкской государственности — превращении власти военачальника в королевскую власть. Свидетельства Саллической правды о социальном строе франкского общества опровергают концепции реакционных буржуазных историков об исконности общественных отношений, основанных на частной собственности и эксплуатации. Поэтому Саллическая правда подвергалась с их стороны фальсификации и произвольным толкованиям. Предпринимались даже попытки поставить под сомнение подлинность Саллической правды . После распада Франкского государства, завершения феодализации и образования народностей на его территории Саллическая правда утратила свое значение. Только титул LIX (лишение женщин права наследовать землю) продолжал применяться во многих западно-европейских странах как юридическое основание для отстранения женщин от престолонаследия и сохранения прямой династической преемственности.