Русская Правда
Сборник норм древнерусского права. Русская правда — основной источник, свидетельствующий о правовых и социальных отношениях в Древней Руси, в особенности о положении отдельных групп зависимого населения (смердов, закупов, холопов).
В Русской правде содержатся нормы уголовного и процессуального права. Большое место уделено наказаниям за убийство, оскорбления и кражу имущества. Значительны разделы, посвященные судопроизводству (организации процесса, судебным поборам), а также наследственному праву. Русская правда защищала правопорядок, отвечавший интересам господствующего класса феодалов.
Русская правда дошла до нас в списках XIII– XVIII вв., составляющих 3 редакции: Краткую (древнейшие списки Академический и Археографический XV в., сохранившиеся в составе Новгородской I летописи), Пространную (древнейшие списки — Синодальный 1282 г. и Троицкий в составе «Мерила Праведного» XIV в.) и Сокращенную (сохранилась в двух списках XVII в.). Краткая правда открыта В. Н. Татищевым в 1738 г. и издана в 1767 г. А. Л. Шлёцером. Первое издание Пространной правды осуществил в 1792 г. И. Н. Болтин.
В дореволюционной науке наиболее значительные труды о Русской правде принадлежали И. Д. Эверсу, Н. В. Калачову, В. О. Ключевскому, В. И. Сергеевичу, Л. К. Гётцу и др. Их внимание привлекали главным образом вопросы о времени и обстоятельствах создания Русской правды и ее отдельных частей, классификации списков, о сущности ее юридических норм, влиянии на них византийского и германского права и т. п. В решении этих вопросов дореволюционная историография достигла значительных результатов. Но она оказалась не в состоянии выяснить классовую сущность норм Русской правды , связать этапы ее издания с ходом утверждения феодальных отношений в Древней Руси. Были распространены представления о Русской правде как о памятнике частного или церковного происхождения (Н. В. Калачов, В. О. Ключевский), преувеличивалось влияние на нормы Русской правды германо-скандинавского, романского и византийского права. Советские историки внесли крупный вклад в изучение Русской правды . На основе классификации списков Русской правды , предложенной В. П. Любимовым, осуществлено академическое издание всех трех редакций памятника и их видов («Правда Русская», т. 1–3, М.-Л., 1940– 63 гг.), которое сопровождено фототипическим воспроизведением важнейших текстов и комментарием. В трудах Б. Д. Грекова, С. В. Юшкова, M. H. Тихомирова, И. И. Смирнова, Л. В. Черепнина и других раскрыто юридическое содержание норм Русской правды , показано значение памятника для изучения социальных отношений и классовой борьбы в Киевской РусиIXсер. XII.
Основные итоги исследования истории текста Русской правды сводятся к следующему. Краткая правда состоит из 4 частей: Правда Ярослава, или Древнейшая правда (ст. 1–18), Устав Ярославичей, или Правда Ярославичей (ст. 19–41), «Покон вирный» (ст. 42) и «Урок мостникам» (ст. 43). Эти части сложились разновременно. Нормы Древнейшей правды своими корнями уходят в обычное право восточных славян (в т. ч. нормы кровной мести). Сама Древнейшая правда составлена, по мнению Б. Д. Грекова, Б. А. Рыбакова и А. А. Зимина, ок. 1016 г., когда, по сообщению Новгородской I летописи, князь Ярослав101954, дав новгородцам грамоту, «тако рекши им: по се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите». M. H. Тихомиров и С. В. Юшков датируют Древнейшую правду 30-ми гг. XI в., связывая ее с записью Софийской I летописи в 1035 г., когда Ярослав новгородцам, «написа грамоту, рек: по сей грамоте дадите дань». Л. В. Черепнин считает, что основой Русской правды обеих редакций явился «Устав и закон русский», изданный в X в. К 1036 г. он относит новую (новгородскую) редакцию Правды Ярослава, дополненную ст. 17, 29, 41. Третью (киевскую) редакцию этого памятника он датирует 1037 г. и включает в ее состав основу первой части Пространной правды.
Древнейшая правда отражает право периода становления феодальных отношений. Устав Ярославичей («Правда Ярославичей»), рисующий нормы княжеского домениального хозяйства, был принят на съезде Изяслава, Всеволода и Святослава Ярославичей. Б. Д. Греков и А. А. Зимин относят появление Устава к 1032– 54 гг. — времени правления Ярослава (1019– 54 гг), а М. Н. Тихомиров, С. В. Юшков и Л. В. Черепнин — ко времени съезда Ярославичей в Вышгороде, который состоялся в 1072 г. после восстаний смердов и горожан 1068– 71 гг.
Наконец, «Покон вирный» С. В. Юшков и А. А. Зимин датируют 30-ми гг. XI в.; Л. В. Черепнин — 1024– 26 гг., a M. H. Тихомиров считает, что он был записан после новгородского восстания 1136 г., когда, по его мнению, была составлена Краткая правда в целом (этим же временем датирует Краткую правду и Л. В. Черепнин). С. В. Юшков считает Краткую правду памятником кон. XI в., а А. А. Зимин отодвигает ее возникновение к последним годам княжения Ярослава Мудрого, связывая ее появление с прибытием в Новгород кн. Изяслава105478.
Пространная правда является памятником развитого феодального общества. Ее списки (их сохранилось более 100) разделяются на 3 группы: Синодально-Троицкую, Пушкинскую и Карамзинскую. Возникновение Пространной правды M. H. Тихомиров относит к началу XIII в., связывая ее создание с движением 1209 г. в Новгороде. Л. В. Черепнин датирует появление отдельных ее частей 1097 г. (Любечский съезд), 1113, 1046–47, 1174– 75 гг., а Пространной редакции в целом — 1209 г. С. В. Юшков полагал, что Пространная правда составлена в XII в. в результате механического соединения Суда Ярослава Владимировича (ст. 1–52), появившегося в Киеве в конце XI или начале XII вв. (до 1113 г.), и Устава Владимира Мономаха111325 (ст. 53–121), принятого на совещании в селе Берестове вскоре после восстания в Киеве 1113 г. Б. Д. Греков, М. Н. Тихомиров, И. И. Смирнов и Л. В. Черепнин считают, что на съезде в Берестове принят только устав о закупах и резах (процентах). А. А. Зимин ко времени княжения Владимира Мономаха относит составление (ок. 1116 г.) всей Пространной правды, считая, что в основу ее первой части (ст. 1–46) положен самостоятельный, не дошедший до нас в первоначальном виде памятник — Правда Ярославичей (ее он отличает от Устава Ярославичей), принятая на княжеском съезде в Вышгороде в 1072 г. Б. А. Рыбаков полагает, что Пространная правда создана во время княжения Владимира Мономаха или его сына Мстислава.
Спорным является вопрос о времени появления последней части Пространной правды — Устава о холопах (ст. 110–121). Если А. А. Зимин находит в нем черты раннего законодательства, восходящего к X в., то И. И. Смирнов и Л. В. Черепнин считают его поздним памятником (последний датирует его 70-ми гг. XII в.). Большинство исследователей Сокращенную правду считают поздним памятником XV или даже XVII в. (Н. А. Максимейко, А. А. Зимин). Но M. H. Тихомиров относит ее создание ко второй половине XII в., видя в ней один из источников Пространной правды.
Русская правда имела огромное значение в развитии русской, украинской и белорусской права. Она легла в основу многих норм договоров Новгорода и Смоленска с немцами XII– XIII вв., Новгородской и Псковской судных грамот, Судебника 1497 г., а также Литовского статута и Судебника Казимира IV.