Зависимое населения Древней Руси

черновик

Категории зависимого населения Древней Руси.

Сме́рды

smurdi, smardones

Социальный слой славянского общества раннего средневековья. В источниках XI– XII вв. смерды отмечены в Киевской Руси (Русская правда и др. источники), в Польше, у полабских славян; Смерды , возможно, были также на Балканах. По вопросу о том, какой социальный слой древне-русского общества обозначался термином « смерды », существуют три основные точки зрения:

Смерды — обозначение всей массы сельского населения: первоначально смерды — свободные общинники, затем с развитием феодальных отношений они постепенно утрачивают свою свободу и в течение длительного времени сосуществуют свободные и зависимые С. (Б. Д. Греков, И. И. Смирнов). Смерды — крестьяне, сидевшие на государственной земле и обложенные данью, позднее с развитием феодальных отношений из их среды выделяется группа смердов , находившихся в непосредственной зависимости от князя-вотчинника (Л. В. Черепнин). Смерды — особая группа зависимого полусвободного населения, близкая по положению к западно-европейским литам (С. В. Юшков) или формирующаяся из посаженных на землю холопов и близкая им по своему юридическому положению (А. А. Зимин). По мнению сторонников двух первых точек зрения, нормы Русской правды отражают главным образом положение наиболее угнетенных групп смердов , а не всего слоя смердов в целом.

Положение смерда было двойственным. В отличие от раба, смерд имел свою семью и имущество, платил штраф за совершенные проступки. Вместе с тем юридически он был не полноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа. Его выморочное имущество наследовал князь (возможно даже, что первоначально по отношению к смерду применялось право «мертвой руки»). Запрещение «мучить» (пытать при судебном разбирательстве) смерда «без княжа слова» указывает на особое отношение смердов Русской правды к князю.

С начала XII в. земли, населенные смердами , передаются в собственность отдельным феодалам. На протяжении XII– XIII вв. упоминания о смердах сохранились в источниках, повествующих о событиях в Галицко-Волынской и Новгородской землях. В некоторых случаях термином «смерд» в этот период обозначалось, по-видимому, все сельское население той или иной местности. Смерды Новгородской и Псковской земель XIV– XV вв. выступают в источниках как крестьяне-собственники, владеющие землей коллективно (целыми общинами) или индивидуально и обладающие правом свободно отчуждать свои наделы. Но их личная свобода ограничена: им запрещен переход на чужую территорию или под патронат князя, а князю запрещено принимать от смердов жалобы на «господу». Смрды должны были исполнять также определенные повинности («дани», «работы») в пользу города как коллективного феодального сеньора.

Сведения о смердах у полабских славян, главным образом лужицких сербов, и в Польше гораздо более скудны. По мнению одних исследователей, смерды у полабских славян - это слой полусвободных людей, существовавший с давнего времени; по мнению других, — первоначально основная масса свободных славянских общинников, постепенно утративших свою собственность и свободу в результате завоевания. Смерды у полабских славян упоминаются в грамотах уже в составе населения тех или иных владений, которые жаловали отдельным феодалам германские императоры. В них отличают смердов от рабов, приравнивают их к полусвободным — литам или называют колонами.

В Польше в грамотах XII– XIII вв. смерды также упоминаются в составе населения пожалованных отдельным феодалам владений. Кроме них, упоминаются и смерды князя, которых называют его сервами. По мнению ряда исследователей, в Польше термин «смерд» служил первоначально для обозначения основной массы свободных общинников, польский историк К. Бучек считает, что смерды — это холопы, посаженные на землю.

Воронин H. Н. Восстания смердов в XI в. // ИЖ. 1940. № 2Греков Б. Д. Движение псковских смердов 1483—1486 гг. и «смердьи грамоты» // ИЗ. М., 1946. 20Греков Б. Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в. М., 1952Правда Русская. М.—Л., 1940. T. 1Правда Русская. М.—Л., 1947. Т. 2Чернов С. Н. Заметки о псковских смердах и волнениях 80-х годов XV века // Тр. Горьк. гос. пед. ин-та им. М. Горького. 1939. T. III

За́купы

По Русской правде (пространной редакции) закупы получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и свое хозяйство. Расплатившись с господином за ссуду («купу»), закуп мог стать свободным. В отличие от полного холопа, закупа нельзя было убить; закуп могли уходить от феодала для поисков денег, а также обращаться в суд с жалобами на господина. В случае побега закуп мог быть превращен в раба. Обращение закупа в раба без законного основания влекло освобождение закупа от долга и возврат ему свободы.

Закупничество было одной из типичных форм вовлечения разоренных смердов-крестьян в феодальную зависимость. В Великом княжестве Литовском в XIV– XVI вв. закупы — должники феодалов, которые до выплаты долга обязаны были работать в хозяйстве господина наравне с холопами.

Также закупы были одной из разновидностью рядовичей.

Аргунов П. А. О закупах Русской Правды / Изв. АН СССР. Отд. обществ. наук. 1934. № 10Древнерусские княжеские уставы. М., 1976

И́скупы

Несостоятельные должники по древнерусскому праву обращались в рабство. Еще по первому Судебнику вор, не имевший имущества для удовлетворения требований потерпевшего или истца, после наказания кнутом выдавался последнему «въ его гибели головою на продажу». По второму Судебнику этот порядок смягчается: вор выдается истцу головою на правеж до искупа , т. е. до отработки долга.

Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. СПб.— Киев, 1909Памятники русского права. М., 1953—1955. Вып. I—IIIПравда Русская. М.—Л., 1940. T. 1Пресняков А. Е. Лекции по русской истории. М., 1938. Т. 1—2Струве П, Б. Социальная и экономическая история России с древнейших времен до нашего... Париж, 1952Тихомиров М. Н. Исследования о Русской Правде. М.— Л., 1941Судебники XV—XVI веков. М.—Л., 1952

Холо́пы

По правовому положению приближались к рабам. Термин «холоп» впервые встречается в летописи под 986 г. В XI– XII вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимых людей и особенно рабов. Уже в XII в. в связи с развитием феодальных отношений начинается процесс изживания холопов . По закону холопы являлся вещью, которой господин мог неограниченно распоряжаться: убить, продать, отдать за долги и пр. В то же время господин нес ответственность за действия холопа , которые, например, не отвечали за кражу, не могли выступать в суде в качестве свидетелей и т. п. Xолопом становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на холопке. Если правовое положение для всех категорий холопов было одинаковым, то их хозяйственная деятельность была различной. До кон. XV в. холопы составляли большинство среди челяди, обрабатывавшей барскую землю. Часть холопов , главным образом из дворовых, пополняла ряды княжеских слуг, в т. ч. военных, использовалась на земледельческих работах, позднее занималась ремеслом, сельско-хозяйственным трудом, административной деятельностью.

На протяжении XVI в. роль и место холопов в барщинном хозяйстве уменьшается за счет вовлечения в орбиту крепостной эксплуатации крестьян. Категории холопов , различавшихся друг от друга в зависимости от источников поступления в холопы (докладные, духовные, приданные, полонянники и др.), постепенно сливались и с конца XVI в. наиболее распространенным и массовым становится служилое холопство.

С конца VII в. появляются холопы , посаженные на землю, имевшие свое хозяйство и платившие оброк, которые в 1679– 81 гг. с введением подворного обложения вместе с крепостными были «положены в тягло». Другая группа холопов , входившая в состав дворовых людей, в 1722– 24 гг. была обложена подушной податью, став частью всей массы крепостных.

Как наиболее угнетенный слой населения холопы были активными участниками антифеодальной борьбы. В середине XVI в. идеологом холопов выступил Феодосии Косой. Помимо широко распространенного бегства, холопы участвовали в Хлопка восстании 1603 г. и Крестьянском восстании под предводительством И. И. Болотникова 1606– 07 гг.

Захребе́тники

Одна из категорий зависимых людей в Русском государстве XV– XVII вв.

3ахребетники не имели своего хозяйства, жили у крестьян или посадских людей, работали у них в хозяйстве и не платили государственного тягла. Иногда несколько крестьянских дворов имели одного общего захребетника . Видимо, захребетники платили часть повинностей за своего хозяина. С улучшением своего хозяйственного положения захребетники могли быть записаны в тягловую категорию населения.

Комо́рники

Категория беднейших, феодально-зависимых крестьян на Украине, в Белой Руси, Литве и Польше в XVI– XVIII вв. Название «каморники» происходит от предоставлявшегося им за определенные повинности помещения для жилья (коморы — кладовые, амбары). Коморники не имели ни двора, ни земли; занимались ремеслами, батрачили. В случае пользования землей отбывали барщину, несли натуральные и денежные повинности. Правовое положение коморники определялось лишь на территории Великого княжества Литовского — в «Уставе на волоки».

Новоприхо́дцы

Иначе новопорядчики

Категория зависимого населения в Русском государстве в XV– XVII вв. «Новоприходцы», в отличие от старожильцев, были обедневшие крестьяне, чаще всего утратившие свой земельный надел и не имевшие средств вести собственное хозяйство. Они селились на земле феодала, заключали с ним договор («порядную запись»), по которому по истечении льготных лет обязаны были нести государственное тягло и повинности в пользу феодала и становились равными крестьянам-старожильцам.

Обе́льные холо́пы

Полные холопы, т. е. рабы на Руси. В пространной редакции Русской Правды названы три источника обельного холопства: купля, женитьба без договора на рабе и поступление без договора в тиуныIXXIII и ключники. Источниками обельного холопства были также плен, бегство закупа, рождение от несвободного и долговая несостоятельность.

Аргунов П. А. О закупах Русской Правды / Изв. АН СССР. Отд. обществ. наук. 1934. № 10Колычева Е. И. Холопство и крепостничество (конец XV—XVI вв.). М., 1971Панеях В. М. Кабальное холопство на Руси в XVI в. Л., 1967

Рядо́вичи

Категория зависимых людей в Древней Руси, упоминаемая в источниках XI– XII вв. Рядовичи появились в результате разрушения соседской общины, которое происходило увеличением имущественного неравенства. Вынужденные для поддержания своего хозяйства заключать на определенных условиях договор («ряд») с феодалом, рядовичи несли различные повинности и исполняли мелкие хозяйственные поручения в его вотчине, входили в состав его челяди. Несоблюдение договора грозило рядовичу полным холопством. Разновидностью рядовичей были закупы. По Русской Правде, за убийство рядовича назначался такой же штраф, как и за убийство холопа ( 5 гривен). В XVI– XVII вв. рядовичами называли иногда жителей рядков footnoteРядокТак в XV– XVII вв. называлось обычно торгово-ремесленное поселение, центр погоста или волости на территории Новгородской земли. Рядок располагался, как правило, на водных путях и представлял собой тип поселения, переходный от сельского к городскому. В рядках жили торговцы, ремесленники, занимавшиеся также сельским хозяйством. Некоторые рядки (Тихвин, Повенец, Валдай, Вышний Волочек и др.) в XVII в. превратились сначала в посады, затем — в города. .

Че́лядь

Название зависимого населения в Киевской Руси. Ок. VI– IX в. Челядью называли пленников-рабов в состоянии патриархального рабства. В IX– X вв. они стали объектом купли-продажи. С XI в. термин «челядь» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве.

Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953Греков Б. Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в. М., 1952
Советская историческая энциклопедия / под ред. Е.М. Жукова — М.: Советская энциклопедия, 1973–1982.Славянская энциклопедия : Киевская Русь — Московия в 2 т. / cост В.В. Богуславский — М.: Олма-пресс, 2003.Полный список использованной литературы