Путя́та
Киевский тысяцкий, участвовавший, согласно Иоакимовской летописи, в насильном крещении Новгорода Великого.
Жители его, узнав, что к городу от великого князя Владимира Святославича978(980)1015 идет Добрыня с новопоставленным епископом для крещения народа, собрали вече, на котором решили не допустить крещения и оказать сопротивление. Во главе новгородцев стали волхвы, призвавшие их отстаивать всеми силами веру предков. Епископ Иоаким с наместником Добрынейкон. X и Путятой стали на Торговой стороне.
Проповеди Иоакима успеха не имели, обращение в новую веру продвигалось очень медленно. К тому же, на другой стороне Волхова народ во главе с новгородским тысяцким Угоняем, предав огню дом Добрыни и убив его жену, приготовился к ожесточенному сопротивлению: «Лучше нам умереть,— кричал Угоняй,— чем дать богов на поругание». Путята , видя, что уговоры не помогают, отдал приказ приготовить лодки и выбрал 500 ратников из приведенных с собою ростовских полков. Ночью переправился через Волхов выше крепости и вошел в город. Новгородцы поздно сообразили, что ошиблись, приняв ростовцев за своих воинов. Путяте удалось схватить Угоняя и других новгородских ратников и незаметно переправить их на Торговую сторону. Когда весть о случившемся дошла до новгородцев, они ринулись в количестве 5 тыс. человек на обидчиков. Путята выдержал их натиск до рассвета, а утром на подмогу к нему пришел Добрыня с дружиной. Чтобы отвлечь новгородцев от сражения, киевляне подожгли их дома. Убежав спасать свое имущество, новгородцы оставили поле боя. После этого ничто уже не мешало Путяте и Добрыне открыть путь для христовых проповедей Иоакиму и крещению непокорных новгородцев.
Сохранилась древняя поговорка, связанная с крещением Новгорода: «Путята крестил мечом, а Добрыня — огнем».