Халифат Аббаси́дов

черновик
Багдадский халифат
750945 гг.

Феодальное государство, называемое по правившей в нем династии халифов Аббасидов7501258. Халифат Аббасидов называют также Багдадским халифатом по названию его столицы. В состав халифата Аббасидов входили территории современных арабских стран Азии, Иран (до нач. IX в.), южная часть Средней Азии, Египет, а также Северная Африка (до IX в.).

Существовал как самостоятельное государство с 750 по 945, когда был завоеван Бундами, которые господствовали в нем до завоевания Багдада сельджуками в 1055 г. Под названием «халифат Аббасидов» понимается также мусульманская форма теократии, представители которой господствовали в Багдаде (762–1258), а после взятия его монголами находились в Каире при мамлюкских султанах до турецкого завоевания в 1517 footnoteХалифатСистема мусульманской теократии, а также принятое в литературе название феодального арабо-мусульманского государства, возглавлявшегося халифами.Смотреть полностью.

Халифат Аббасидов — феодальная деспотия во главе с халифом, в руках которого была сосредоточена духовная и светская власть. В отличие от Омейядов661750 — представителей арабской аристократии, опорой которых служили арабские племена, Аббасиды выражали интересы феодалов многих стран, входивших в халифат Аббасидов. При первых Аббасидах в VIII– IX вв. особое значение приобрели иранские феодалы, а арабская родовая аристократия утратила свое исключительное значение и привилегированное положение. В феодальном государстве Аббасидов главной отраслью производства оставалось земледелие, основанное на искусственном орошении, а основным производителем — крестьянин, подвергавшийся закрепощению. Кочевое и оседлое скотоводство имело тоже большое, но меньшее, чем земледелие, экономическое значение. Подавляющая часть обрабатываемых земель формально считалась государственной собственностью. На этом основании казна взимала с земледельцев подати за пользование землей и водой из государственной оросительной системы. Часть государственных земель в виде иктакон. VII передавалась во владение феодалам в обеспечение их военной службы. Постепенно из пожалования ренты икта превратилась в пожалование земли и из временного или пожизненного бенефиция — в наследственный лен, оставаясь и на раннем и на позднем этапе условным феодальным владением. Особенно тяжелым было положение крестьян, которые обрабатывали земли на условиях издольной аренды footnoteИздольщинаВид аренды земли, при котором арендная плата уплачивается собственнику земли долей урожая. В случае выплаты половины урожая называется носит название испольщины, половничества.Смотреть полностью, отдавая государству или феодалу 50% урожая, а иногда и более. Усиление феодальной зависимости крестьян вызывало антифеодальное движение трудящихся масс. Наиболее значительные выступления — под рук. Сумбада в Хорасане (755), восстание восстание Муканны (776–783) в Средней Азии, крестьянская война хуррамитов81637 под предводительством Бабека в Азербайджане и Западном Иране, восстание под руководством Мазьяра в 839 г. в Табаристане (Мазандеран) и др. Эти движения часто принимали форму сектантства, враждебного ортодоксальному исламу, который являлся идеологией господствующего класса. В восстаниях сектантов вместе с крестьянством принимало активное участие плебейское население городов, а иногда и кочевники. Городской плебс был занят разнообразными ремеслами, тесно связанными с мелкой торговлей. Наряду с ткачеством, выделкой кожи и произодством кож. изделий, а также обработкой металлов достигли совершенства искусство ремесленников в изготовлении украшений из благородных металлов и ювелирное дело. Развитие ремесла и торговли способствовало росту городов в халифате Аббасидов. Наиболее крупными городами в халифате Аббасидов, помимо Багдада, были Басра, Дамаск и Каир, являвшиеся не только крупнейшими центрами ремесленного производства, но и важнейшими очагами культуры.

Торговля с другими странами находилась в руках богатых купцов. Уже в кон. VIII в. арабские и иранские мореплаватели приставали к берегам Индонезии и Малайи, а затем через Сингапурский пролив проникали в Тихий океан и вели торговлю с китайцами; в Гуанчжоу (Кантоне) имелись кварталы, населенные мусульманскими купцами, прибывшими из халифата Аббасидов. Постоянные торговые связи установились также с народами Восточной Европы. Характерной особенностью феодального общества халифата Аббасидов было длительное (до X в.) существование сильного рабовладельческого уклада, а также патриархального уклада (у бедуинов и др. кочевников). Труд рабов, преимущественно иноземного происхождения, использовали не только в ремесле, но и в земледелии и особенно в системе искусственного орошения. В Южном Ираке, наиболее развитой аграрной области халифата Аббасидов, и в Хузистане обработкой целины, проведением оросительных каналов, возделыванием хлопчатника и сахарного тростника были заняты зинджи — рабы из Восточной Африки. В 869–883 происходило мощное восстание зинджей, с большим трудом подавленное халифскими войсками. После этого значение рабовладельческого уклада стало быстро падать. Сокращение рабского труда в ирригационном земледелии сопровождалось усилением эксплуатации крестьян, бывших свободных общинников, процесс закрепощения которых ускорился. В связи с этим усилились власть и экономическое значение численно увеличившихся феодалов — мукта , или иктадаров , становившихся все менее зависимыми от центральной власти. Это привело к распаду халифата Аббасидов, отдельные области которого, находившиеся на различных уровнях экономического развития и этнически разнородные, были слабо связаны между собой. Уже в кон. VIII в. усиление крупных феодалов, присваивавших государственные земли, позволило окраинным областям халифата Аббасидов стать независимыми от багдадского правительства. Стремление крупных феодалов к сепаратизму совпадало с борьбой народных масс покоренных арабами стран против арабского господства, что было использовано местным господствующим классом. Возникли местные династии Идрисидов788974(985) в Марокко, Аглабидов800909 в Ифрикии, а с 821 г. началось отпадение Ирана, завершившееся в нач. IX в.; там господствовали Тахириды82173, Саффариды861908, Саманиды819999, Газневиды9621186(1187) при Махмуде и Масуде и некоторые местные мелкие династии. Особенно упорной и успешной была борьба народов Средней Азии и Закавказья, завершившаяся в IX в. восстановлением местной феодальной государственности. В Египте правили Тулуниды (868–905), подчинившие также Палестину и Сирию.

Одновременно с распадом халифата Аббасидов наблюдалось ослабление политической власти и значения багдадских халифов. Обеспокоенные восстаниями своих подданных (в т. ч. столичного населения) и не считая надежными и достаточно боеспособными ополчения арабских племен, верхушка которых была связана с предшествующей династией, халифы сделали своей опорой вооруженные иноземные отряды из наемников и рабов (персов, берберов и др.). Халиф Мутасим (833–842), при предшественниках которого мощные народные движения грозили гибелью династии, стал формировать гвардию из тюркских рабов. Во второй пол. IX — нач. X вв. эта гвардия захватила политическую власть в халифате Аббасидов. В 945 г. западно-иранские шиитские шахиншахи Бувейхиды (Буиды), взяв Багдад, сделали халифа орудием своей политики. Лишенный политической власти, халиф превратился в мусульманского первосвященника, религиозный авторитет которого признавали все сунниты. После взятия Багдада сельджуками в 1055 г. аббасидские халифы, оставаясь преимущественно первосвященниками, частично восстановили свою светскую власть. Но, владея только Багдадской областью, они были мелкими государями.

Начало научному изучению халифата Аббасидов было положено арабским историком Ибн Хальдуном в сочинении «Книга назиданий...» ("Китаб аль-Ибар...") и особенно во «Введении» ("Мукаддима") к этому сочинению, а в Европе — Э. Гиббоном (Англия) в его работе «История упадка и разрушения Римской империи» (т. 1-6, 1776-81 рус. пер. ч. 1-7, 1883-86). В XIX– XX вв. халифат Аббасидов стал занимать все бо́льшее место в трудах востоковедов. Буржуазные востоковеды — Вейль (Германия), Мьюр (Англия), Мюллер (Германия), Юар (Франция), Хитти (США), арабские историки Дж. Зейдан, Ахмед ар-Рифаи, Ахмед Амин и др. — обращают внимание только на факты политичекой и военной истории, на религиозную идеологию, на биографии отдельных деятелей. Исключение составляет австрийский востоковед А. Кремер, проявивший (в 70-е гг. XIX в.) интерес к явлениям социально-экономической жизни и то в ограниченном объеме. Для работ этих историков характерно игнорирование социальной основы народных восстаний в халифате Аббасидов (они связывали причины этих восстаний преимущественно с религиозными мотивами), объяснение межфеодальной борьбы исключительно личными качествами и интересами государственных деятелей, принижение роли народных масс. Советские историки при освещении истории халифата Аббасидов уделяют главное внимание социально-экономическим вопросам и исследованию антифеодальной сущности народных восстаний в халифате Аббасидов. (Б. Н. Заходер, И. П. Петрушевский, А. Ю. Якубовский и др.).

Советская историческая энциклопедия / под ред. Е.М. Жукова — М.: Советская энциклопедия, 1973–1982.Полный список использованной литературы