Все́волод Яросла́вич

103093 гг.
Миниатюра «Титулярника», 1672 г.
«Исторические» портреты

Князь переяславский, черниговский, ростовский, затем великий князь киевский.

Летопись сообщает, что Всеволод Ярославич постоянно находился при отце, «бе бо любим им паче всея братия». После смерти Ярослава в 1054 г. в Вышгороде «Всеволод... спрятав тела отца своего везе к Киеву, Попове ж поюще обычные песни, и плакашась по нем вси людие. Всеволод же принес и положиша в раце мраморяне в церкви святыя Софии». Сохранилось предание, будто Ярослав перед своей кончиной дал Всеволоду особое благословение:

«Благо тебе, сын мой, что покоишь мою старость и радуюсь о кротости твоей. Бог даст, займешь ты после своих братьев Киевский великокняжеский стол — правдою, а не насилием. Когда умрешь, пускай кости твои лягут рядом с моими, в Киеве, у святой Софии, потому что я люблю тебя пуще братии твоей».

По завещанию отца, Всеволод Ярославич получил Перемышльскую область, Верхнее Поволжье, Ростово-Суздальскую землю и Белоозеро; резиденцией своей он избрал Переяславль Южный. В том же году разбил за р. Сула торковXXIII, на которых ходил и в 1060 г.:

Того же лета Изяслав и Святослав и Всеволод и Всеслав совокупиша воя бес числа и поидоша на конех и в лодьях бесчисленное множество на Торкы. Се слышавша Торцы пробегоша, и до сего дне, и помроша бегающе, божиим гневом гоними, ови от зимы, овии от глада помроша. И тако избави бог христиан от поганых.

Зимой 1061/ 62 г. «приидоша Половцы первое на Рускую землю воевати. Всеволод же изыде противу им месяца февраля в 2 день, и бившимся им победиша бсеволода и воевавше отъидоша. Се бысть первое зло от неверных и от поганых и безбожных враг, бысть же князь их Сокол». Разорив многие волости Переяславского княжества, половцы погнали огромный полон в сторону Дона.

Зимой 1067/ 68 г. участвовал в захвате братьями Минска и разгроме полоцкого князя Все-слава Брячиславича в ответ на разорение и ограбление последним Новгорода Великого.

«приидоша иноплеменницы на Рускую землю Половцы мнози. Изяслав же и Святослав и Всеволод изыдоша им противу на Лто [р. Альта], И бывши нощи поидоша противу себе, грех наших ради пусти бог Половец на ны поганых, и побегоша Рустии князи. Изяславу ж со Всеволодом к Киеву прибегоша»

Видя нерешительность своего князя, киевляне восстали и пошли к темнице, где содержался вероломно захваченный Ярославичами Всеслав Брячиславич10441101. «Изяслав же се видев со Всеволодом побегоста со двора», после чего Изяслав бежал в Речь Посполитую, а Всеволод — к себе в Переяславль. На следующий год Всеслав бежал в свой Полоцк, и Изяслав вернул себе киевское княжение.

Вместе с Изяславом и Святославом участвовал в создании «Правды Ярославичей» и в частности «лествичного права» наследования великокняжеской власти.

Под 1072 г. Всеволод Ярославич упоминался вместе с братьями в церемонии перенесения мощей свв. Бориса и Глеба, которая произошла 2 мая, из прежнего захоронения в новую церковь в Вышгороде, специально построенную по этому случаю. Союз между братьями просуществовал до 1073 г., когда Святослав Ярославич поддался искушению лишить своего старшего брата Изяслава великого стола и самому сесть на киевское княжение. Повод для этого дал сам Изяслав, который вступил в переговоры со Всеславом о мире, не предупредив о них братьев. Пользуясь этим, Святослав стал убеждать Всеволода, человека весьма образованного (знал 5 языков, имел большую библиотеку, много читал), но простодушного, что, мол, «Изяслав сносится со Всеславом на наше лихо; если не предупредить его, то прогонит он нас». Всеволод пошел у него на поводу, и оба младших брата ополчились на старшего. Изяслав без борьбы уступил Святославу престол и ушел с сыновьями в Польшу, прихватив с собой большую часть казны, чтобы нанять за границей войско для дальнейшей борьбы, а Святослав сел в Киеве. Польский король Болеслав II Смелый105879 с радостью принял богатые дары от Изяслава, но не только не оказал ему помощи, но и приказал покинуть польские пределы. Болеславу не хотелось ссориться со Святославом и Всеволодом, поскольку он надеялся на их помощь в его войне с чехами.

В 1075 г. братья выслали Болеславу вспомогательное войско во главе с племянником и старшим сыном — Олегом Святославичем?1115 и Владимиром Мономахом111325. Известие о движении русской рати заставило чехов начать переговоры с Болеславом о мире, который он и заключил с ними, взяв с них одну тыс. гривен серебром. Затем он известил об этом Олега и Владимира, прося их вернуться домой. Однако по понятиям того времени, раз выступив в поход — возвратиться из него ни с чем, считалось бесчестьем, и потому молодые русские князья ответили Болеславу, что им стыдно перед своими отцами и земляками вернуться с пустыми руками на Русь, и двинулись дальше, чтобы «взять свою честь». После 4 месяцев хождения русского войска по Чехии, подвергшейся разорению, чешский князь запросил у Олега и Владимира мира, за который также заплатил 1 тыс. гривен серебром. В том же году неожиданно умер Святослав, и на киевский стол сел Всеволод Ярославич .

Тем временем Болеслав, видимо, не без участия папы Григория VII, к которому Изяслав также обратился за помощью, решил дать Изяславу несколько тысяч польских воинов, чтобы идти с ним добывать киевский престол. Всеволод с войском вышел против старшего брата, и они встретились на Волыни. Однако вместо сражения между братьями 1 января 1077 г. произошло сердечное примирение, после чего поляки были отпущены домой, Изяслав направился в Киев, а Всеволод Ярославич ушел в Чернигов — бывшее владение Святослава.

Летом того же года выгонять его оттуда пришли Олег Святославич и Борис Вячеславичок. 105378, приведшие с собой большое количество половцев. Всеволод Ярославич вышел им навстречу, сразился и был побежден, причем половцы перебили в этом бою много знатных русских людей. Олег и Борис вошли в Чернигов, а Всеволод побежал в Киев жаловаться Изяславу на племянников. Великий князь начал собирать большую рать, чтобы идти на Чернигов; а к Всеволоду из Смоленска спешно прибыл со своей дружиной его сын Владимир Мономах. Когда Изяслав и Всеволод вместе с сыновьями подошли к Чернигову, Олега и Бориса там не оказалось, т. к. они отправились собирать войско для отпора. Тем не менее черниговцы отказались открыть ворота и стали защищаться. Владимир Мономах уже отбил было восточные ворота города и начал поджигать дома, стоявшие между двумя оборонительными стенами Чернигова, когда пришла весть о приближении Олега и Бориса с собранным войском. Тогда князья сняли осаду и направились навстречу племянникам. Те остановились и стали совещаться о дальнейших планах. Более благоразумный Олег, видя превосходство в силах у своих дядьев, хотел уклониться от сражения, и тогда молодой и пылкий Борис пренебрежительно ответил ему: «Если ты хочешь, то стой и смотри только; я один пойду на них на всех». После таких речей сердце Олега взъярилось, и их полки пошли вперед и кровопролитное сражение1078, несмотря на то, что в самом его начале были убиты Борис и Изяслав, окончилось поражением Олега, который едва сумел уйти в Тмутаракань. Теперь Всеволод Ярославич уже по праву занял Киев, а в Чернигове посадил сына Владимира.

В 1079 г. Всеволод Ярославич присоединил Туровское княжествосер. XII как пограничное с Польшей и связанное с нею чисто династически и лишил эту область всякой самостоятельности. Сыновья Святослава вновь ополчились на Всеволода Ярославича , поскольку он лишил их волостей в Русской земле. Наняв в 1079 г. половцев, тихо сидевший до сих пор в Тмутаракани Роман Святославич Красный?1079 пошел к Переяславлю, куда вскоре подошел и Всеволод Ярославич . Половцы, подкупленные последним, изменили Роману, а когда тот начал пенять им за это, они убили его. Вернувшись в Тмутаракань, половцы схватили находившегося там Олега и отправили его в Византию, где он просидел пленником на о. Родос несколько лет. Скорее всего император Константин IX Мономах102454 сделал это в угоду Всеволоду, женатому на его дочери. В Тмутаракань великий князь послал своего посадника Ратибора. Он отдал часть своих земель родственникам, оставив себе Киевскую, Переяславскую, Смоленскую, Ростово-Суздальскую и Древлянскую земли.

При Всеволоде Ярославиче резко усилилось византийское влияние на внешнюю политику Киевской Руси, проводником которого выступили церковь (греческие митрополиты), жена великого князя и его старшая дочь Анна. Всеволод вел политику широких европейских связей.

В 1079 г. Ратибора изгнали из Тмутаракани князья-изгои Давыд Игоревичок. 10611112 и Володарь Ростиславич10811124, которых, в свою очередь, изгнал оттуда вернувшийся в 1080 г. с Родоса Олег Святославич. Когда Володарь с братом Васильком?1124 изгнали Ярополка Изяславичаок. 104386 из Владимира-Волынского, Всеволод Ярославич направил против них Владимира Мономаха, который быстро изгнал Ростиславичей из Владимира-Волынского и вновь посадил там Ярополка. Всеволод, однако, вскоре помирился с Ростиславичами и дал им Червенские города footnoteЧервенские городакон. X в.Города завоеванные в 981 г. великим князем киевским Владимиром Святославичем у поляков: Червен, Перемышль, Бележа, Звенигород или Свиноград, Радом и Галич. Смотреть полностью.

Другой князь-изгой — Давыд Игоревич — пошел в низовья Днепра, занял г. Олешье и стал отбирать у греческих купцов, ходивших по этому водному пути на Русь, суда вместе с их товарами. От этой торговли серьезно зависело благосостояние прежде всего Киева, его богатство и значение. Поэтому, чтобы воспрепятствовать падению днепровской торговли, Всеволод Ярославич вынужден был примириться с Давыдом и дал ему Дорогобуж на Волыни. Однако Дорогобуж принадлежал Ярополку, и тот, обидевшись на своего дядю, начал собирать против Всеволода войско. Тогда Всеволод Ярославич послал Владимира Мономаха на Ярополка, и тот бежал в Польшу, но вскоре помирился с Всеволодом и вернул свои владения.

В 1081– 1084 гг. германский император Генрих IV10561106 обращался к Всеволоду Ярославичу за помощью против папы Григория VII и против сицилийских норманнов, надеясь на влияние Всеволода, его военную силу и связи с норманнским правителем Рожером I105785. Всеволод, желая избавиться от слишком стеснительного засилья церкви, связывавшей ему руки, дал обещание помочь Генриху против венгров (Ладислава I Святого, союзника папы) и отдать за него младшую дочь, что и осуществилось в 1087 г. Этот шаг Всеволод Ярославич вызвал резкие ответные шаги церкви по ограничению связи Руси с Западной Европой. Митрополит Киевский и всея Руси грек Иоанн II вмешался в династические отношения княжеских родов, запретив и осудив выдачу замуж русских княжон за «латинских» правителей — королей и герцогов Польши, Богемии, Венгрии и т. п. В связи с этим пересматривалась и трактовка истории крещения Руси, и оценка роли в этом Владимира Святославича. Он стал характеризоваться как князь-язычник, допускавший широкие связи Руси с Западом, странами Европы, особенно дальними — Скандинавией, Германией, Францией, Англией, что резко осуждалось. Создалась версия, что лишь влияние церкви, переломившей волю Владимира, привело Русь к православию. После смерти Иоанна II ( 1089 г.) и нового митрополита — Иоанна-Скопца ( 1091 г.), которого привезла с собой из Константинополя Анна Всеволодовна, влияние церкви заметно ослабело, а ее агитация против «греховности князей» вызывала раздражение в народе. Активизировались внутренние языческие силы — антихристианские. Происходит обострение отношений церкви к угро-финскому населению, составлявшему большинство в Ростово-Суздальском и Муромском княжествах. Это первое по времени обострение национального вопроса и межнациональных отношений на Руси, происходящее по науськиванию церковников, которые руководили уничтожением культуры и древнейших верований туземного населения.

В последние годы жизни Всеволод Ярославич не принимал активного участия в правлении и делал лишь распоряжения, которые проводил в жизнь его сын Владимир Мономах. Перед смертью великий князь стал часто хворать, а 13 апреля 1093 г. присланный гонец из Киева привез в Чернигов Владимиру Мономаху тревожную весть, что его отец при смерти. Владимир еще успел застать Всеволода в живых; тут же находился младший брат Ростислав, мачеха Анна, пользовавшаяся со стороны Мономаха величайшим уважением, а также сестры-инокини: Анна (Янка), Евпраксия и Екатерина. В тот же день Всеволод Ярославич скончался, «а погребен бысть в святей Софии в Киеве», рядом с отцом.

По отзыву летописца, Всеволод Ярославич с молоду отличался набожностью, воздержанием, милостью к нищим и особенно любовью к монахам; был (как уже упоминалось) весьма образованным человеком для своего времени: знал 5 языков (видимо, греческий, латинский, шведский, венгерский и половецкий), имел обширную библиотеку, но с государственными делами справлялся с трудом, часто неумело.

Династические связи

Великий князь киевский в 101954 гг.

Русский государственный деятель и полководец, великий киевский князь в 1019– 1054 гг.

Шведская королевна.

Король Швеции.

Князь новгородский с 1019 г.

Князь новгородский и ростовский.

Князь туровский, с 1054 г. — великий князь киевский.

Князь черниговский в 1054– 73 гг, великий князь киевский в 1073– 76 гг.

Дочь великого князя Киевского Ярослава Мудрого, вторая жена французского короля Генриха I.

Князь владимиро-волынский, затем смоленский.

Князь смоленский.

Король Норвегии в 104566 гг.

Норвежский король, потомок Харальда I.

Византийский император в 1024– 1054 гг.

Германская императрица, старшая из двух дочерей великого князя Всеволода Ярославича.

Князь Киевский в 111325 гг.

Русский князь, опытный военачальник, писатель.

Князь переяславский (Переяславля Южного).

Советская историческая энциклопедия / под ред. Е.М. Жукова — М.: Советская энциклопедия, 1973–1982.Славянская энциклопедия : Киевская Русь — Московия в 2 т. / cост В.В. Богуславский — М.: Олма-пресс, 2003.Воронин H. Н. Восстания смердов в XI в. // ИЖ. 1940. № 2Голубовский П. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. Киев, 1884.Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953Древнерусское градостроительство X—XV веков // Под ред. Н.Ф. Гуляницкого. М., 1993Древняя Русь. Город-замок. Село. М., 1985Королюк В. Д. Западные славяне и Киевская Русь. М., 1964Корф С. А. История русской государственности. СПб., 1908Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 3 томах. М., 1990Линниченко И. А. Русь и Польша до конца XII века. Киев, 1884Литаврин Г. Г. Болгария и Византия в XI—XII вв. М., 1960Московский летописный свод конца XV в. // ПСРЛ. T. XXV. М.—Л., 1949Нечволодов А. Сказания о Русской земле. В 4 т. СПб., 1913.Памятники дипломатических сношений древней Руси с державами иностранными. СПб., 1851—1871. T. 1—10Памятники древней письменности и искусства. СПб., 1885Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1969Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950Петрей Петр де Эрлезунда. История о великом княжестве Московском... М., 1867Пирлинг П. Россия и папский престол. М., 1912Плетнева С. А. Половцы. М., 1990Повесть временных лет. Подготовка текста Д. С. Лихачева. М.—Л., 1950Погодин М. П. Разыскания о городах и пределах древних русских княжеств с 1054 по 1240 год. СПб., 1848Потин В. М. Древняя Русь и европейские государства в Х—XIII вв. Историко-нумизматический очерк. Л., 1968Похлебкин В. В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. М., 1992Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в X— нач. XII вв. М., 1977Рапов О. М. Русская церковь в IX— первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988Родословная Российская книга кн. Я. В. Долгорукова. В 4 томах. СПб., 1854–1858Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII— XIII вв. М., 1982Рыбаков Б. А. Первые века русской истории. М., 1964.Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия IX—XIV вв. (Материалы и исследования). М., 1978Татищев В. Н. История российская. М.—Л., 1962–1964Тихомиров М. Н. Крестьянские и городские восстания на Руси XI—ХШ вв. М., 1955Толочко П. П. Вече и народные движения в Киеве // Исследования по истории славянских и балканских народов. М., 1972Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980Хмыров XI. Д. Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови. СПб., 1870Шмидт С. О. Древняя Русь и славяне. М., 1978Яценко Б. И. Кто такой Борис Вячеславич «Слова о полку Игореве»? /ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 31Полный список использованной литературы