Ры́царство
Привилегированная часть средневекового общества, держатели феодальной земли, состоявшие на конной воинской службе у своего феодала или короля. Во Франции рыцари назывались шевалье, в Испании — кабальерос, в Германии — риттеры.
Средневековое рыцарство сформировалось в Европе в IX– X вв. на основе военных отрядов раннефеодальной эпохи. К концу XI в. сложился рыцарский этический кодекс, основывавшийся на обязательном служении Церкви, защите сирот и неимущих, воинской доблести. Покровителем рыцарства считался св. архангел Михаил — победитель дракона и предводитель ангельского воинства, окружающего престол Господа.
Первоначально рыцарство, будучи военной повинностью вассалов, не давало никаких прав на сословное преимущество. Но уже в XIII в. оно превратилось в замкнутую наследственную группу, а с XIV в. принадлежность к рыцарству означала принадлежность к знати. В 13 в. выделился особый род рыцарства, основанный на добровольном поступлении на службу к феодалу за материальное вознаграждение, а иногда и с бескорыстным стремлением приобрести славу и почести. В эпоху Крестовых походов слой рыцарей, служивших за жалование, но на самых почетных условиях, стал в Европе довольно многочисленным.
Каждый рыцарь имел право посвятить любого человека в рыцарство ударом меча плашмя по плечу, но обряд посвящения — аколаду — старались проводить с большой торжественностью и по установленному ритуалу. Накануне готовящийся к посвящению должен был выкупаться, надеть белую рубашку, алое сюрко, коричневый шосс, золотые шпоры, один из старейших рыцарей опоясывал его мечом, что и составляло главную часть церемонии. После этого посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку, или шее, щеке с наставлением: «Будь храбр» — единственный удар в жизни, который рыцарь мог не возвращать. Затем следовала демонстрация силы и ловкости рыцаря.
Впоследствии обряд происходил в праздничные дни — на Пасху, Рождество, Троицын день — и ему предшествовали строгий пост, всенародная исповедь и ночное бдение в церкви при полном вооружении.
На следующее утро происходило омовение и облачение в новые одежды, поверх которых надевалась епанча с гербом. В церкви у алтаря посвящаемый произносил молитвы и давал обет, а священник благословлял меч будущего рыцаря. После ответов на установленные вопросы о целях вступления в рыцарство, посвященный получал из рук дам или старших рыцарей свое вооружение.
Окончательно рыцарское посвящение вступало в силу после удара мечом плашмя по плечу, сопровождавшегося словами посвящающего: «Во имя Божие, Святого Михаила и Святого Георгия делаю тебя рыцарем. Будь благочестив, смел и благороден». Пройдя обряд посвящения рыцарь становился чьим-либо вассалом, для чего проходил оммаж Оммажhommage, от hommeфрhomagiumпозднелатhomo - человек, в значении вассаллатВ средневековой Западной Европе одна из церемоний (имевшая символический характер), оформлявших заключение вассального договора.Смотреть полностью и в результате инфеодации (наделения землей) вступал во владение фьефом (инфеодация). Возвышению рыцарского звания способствовало образование духовных рыцарских Орденов в эпоху Крестовых походов. Первые Ордена были основаны в Палестине и в Испании в XI– XII вв. В число наиболее известных и влиятельных Орденов входили Рыцари Иерусалимского ордена св. Иоанна — госпитальеры, или Мальтийский орденок. 1070, Бедные рыцари Христа и Соломонова Храма — Тамплиеры1118, или Храмовники, Тевтонский орден и Рыцари Ордена св. Иоанна Перейрского — Орден Алькантара1156 в Испании. Кроме религиозных Орденов в XIV– XV вв. возникло немало других, имевших светский характер. Среди наиболее известных — Орден Золотого Руна1430 ( 1429 г., Франция), Орден Христа1147 (Ависский орден, XIV в., Португалия), Орден св. Стефана ( 1561 г., Тоскана).
Вступление в Орден предусматривало принятие четырех обетов: бедности, послушания, безбрачия, личного совершенства. Рыцарь не мог сражаться с более слабым противником, немощным или стариком, а убийство безоружного покрывало рыцаря несмываемым позором. В эпоху позднего Средневековья обеты утратили прежний серьезный характер, превратившись в красивую форму игры и даже насмешки: например, обеты принимать пищу стоя или не давать корм коню по субботам и т. п.
В XIV– XV вв. начался закат рыцарской идеологии и самого рыцарства, связанный с изменениями в методах ведения войны, снижением роли конницы и изобретением пороха. Однако в течение многих столетий рыцарство оставалось высоким жизненным идеалом средневекового общества и служило моральным эталоном средневековой аристократии.