Государства крестоносцев
После окончания крестового похода1096кон. 99, в большинстве своем крестоносцы вернулись в Европу, но горстка осталась в Иерусалиме с Готфридом Бульонским; еще кое кто встал под знамена того или иного из христианских властителей на территории Сирии: Болдуина (графство Эдесское), Боэмунда (княжество Антиохийское), Раймунда (графство Триполитанское, называвшееся так вопреки тому обстоятельству, что сам город Триполи все еще оставался в руках мусульман, и Раймунд его осаждал). Меньше чем через год после своих великих побед Готфрид Бульонский умер (июль 1100 г.). Наследовал ему его брат Болдуин, который принял титул короля Иерусалимского. Три остальных государства крестоносцев, номинально являясь вассальными по отношению к Иерусалимскому королевству, практически были совершенно независимы. С момента образования каждое из них непрерывно осаждало оставшиеся на побережье мусульманские города и укрепления, а также воевало с соседними мусульманскими султанатами и эмиратами. В помощь им из Европы периодически накатывали новые волны крестоносцев. Первая из этих волн, почти столь же многочисленная, как весь Первый Крестовый поход, была наголову разбита в Анатолии турками. Потом крестоносцы являлись, как правило, меньшими группами (преимущественно морем), оказывали Эдессе, Антиохии и Триполи посильную помощь в борьбе с мусульманами и возвращались в Европу. Генеральные сражения, происходившие довольно редко, крестоносцы выигрывали почти всегда, однако им не хватало людских ресурсов, чтобы закрепить успех; к тому же ни на миг не удавалось прервать сообщение между мусульманскими Сирией и Египтом. Тот факт, что крестоносцам хоть как-то удалось продержаться, объясняется, в первую очередь, разобщенностью вечно воевавших друг с другом мусульманских султанатов и эмиратов. Правда, тремя десятилетиями позже Имад-аль-Дин Занги объединил мусульман северо-восточной Сирии и северо-западной Месопотамии и отвоевал у крестоносцев Эдессу (совр. город Мембидж в Сирии).
На завоеванной крестоносцами территории продолжали господствовать феодальные порядки. Вся территория Иерусалимского королевства была разбита на феоды, за которые рыцари-крестоносцы несли военную службу. Каждый такой феод представлял собой поместье или несколько поместий, разбитых на мелкие участки земли, обрабатывавшиеся крепостными крестьянами.
Местных крестьян (арабов и сирийцев) завоеватели оставили в крепостном состоянии, а свободных насильственно превратили в крепостных. Крестьяне платили за свои наделы владельцу поместья феодальную ренту, доходившую в общей сложности до 50% урожая. Таким образом, в государствах крестоносцев продолжал существовать типичный феодальный способ производства, что нашло отражение в «Иерусалимских ассизах» — записях феодальных обычаев, согласно которым управлялись государства крестоносцев.
Хозяйство во владениях крестоносцев в значительной части оставалось натуральным, цветущие города на побережье являлись по существу пунктами транзитной торговли и не выступали в качестве объединявших местную территорию центров. Особо привилегированное положение в этих городах занимали колонии многочисленных генуэзских, венецианских и французских купцов, зависевших только от своих правителей в Генуе, Венеции и Марселе и пользовавшихся полной самостоятельностью по отношению к властям крестоносных государств.
Экономической децентрализации соответствовала и децентрализация политическая. Хотя все феодалы считались вассалами короля, но сам король был лишь первым среди равных, так как его действия ограничивались палатой баронов, т. е. собранием наиболее крупных феодалов королевства. Без согласия этой верхней палаты король не мог провести ни одного мало-мальски важного мероприятия. Ассизы точно перечисляли все случаи, когда король имел право требовать выполнения военной службы от своих вассалов. Кроме того, в каждой крупной баронии, на которые делилось Иерусалимское королевство, существовали свои палаты баронов, а в крупнейших городах имелись особые палаты горожан. Такие же порядки были установлены и в других государствах крестоносцев. Политической их децентрализации способствовали также притязания церкви на политическое господство и ее борьба со светской властью, а также самостоятельность, которой пользовались на территории крестоносных государств духовно-рыцарские ордены.
Обычных военных сил рыцарей-крестоносцев для защиты завоеванной территории было недостаточно, хотя служба рыцарей не была ограничена каким-либо сроком (в отличие от западноевропейских стран, где рыцарь, получивший феод от сеньора, был обязан нести в его пользу военную службу всего 40 дней в году). Кроме того, рыцарство стремилось объединить свои усилия в подчинении и грабеже новых территорий. Поэтому уже в начале XII века крестоносцы начали создавать постоянные военные организации, известные под именем духовно-рыцарских орденов. Орден тамплиеров (храмовников) Это название Орден получил потому, что именно ему была передана после завоевания Иерусалима крестоносцами мечеть Куббат-ас-сахра, стоявшая на месте прежнего Соломонова храма. , Орден иоаннитов, или госпитальеров, и Тевтонский, или Немецкий, орден, осуществивший позднее завоевание Прибалтики. Члены духовно-рыцарских орденов считались одновременно монахами и рыцарями. Они давали монашеские обеты и зависели непосредственно от римского папы. Являясь мощным орудием папской теократии, ордены не подчинялись власти тех государств, в которых были расположены их владения. Их главной задачей была вооруженная борьба со всеми «неверными».
Крестоносцы, завоевав территорию восточного побережья Средиземного моря, не внесли и не были способны внести что-нибудь новое в хозяйственную жизнь захваченных земель, ибо производительные силы на Востоке в это время находились на более высокой ступени развития, чем на Западе. На захваченных землях крестоносцы (местное население называло их франками, поскольку наибольшее количество участников первого крестового похода было из Франции) вели себя, как обыкновенные грабители и хищники. «Всякий, кто хорошо понимает дела франков, — писал о крестоносцах арабский летописец XII столетия Усама ибн Мункыз в своей «Книге назидания», — ...увидит во франках только животных, обладающих достоинством доблести в сражениях, и ничем больше, так же, как и животные обладают доблестью и храбростью при нападениях».
Народам завоеванных стран Крестовые походы не принесли ничего, кроме бесчисленных бедствий и разорения. Крепостные крестьяне, в число которых входили и арабы-мусульмане, и сирийские христиане, подвергались самой жестокой эксплуатации со стороны крестоносцев. Эксплуатация являлась тем более жестокой, чем больше были развиты в крестоносных государствах товарно-денежные отношения. К феодальному гнету присоединялся и гнет чужеземцев.
Местное население ненавидело завоевателей. «Все сельские местности, — писал летописец-крестоносец, — в нашей стране были населены неверными и сарацинами; злее их не было врагов у нашего народа, и они были тем хуже, что находились в нашей стране, а нет более вредоносной чумы, чем враг, находящийся в доме. Они не только убивали наших, когда те неосторожно ходили по дорогам, и продавали их в рабство врагам, но также и отказывались от сельских работ, чтобы низвергнуть наших с помощью голода. Они лучше готовы были сами голодать, чем оказать какую нибудь услугу нашим, которых они считали врагами. И не только вне городов были небезопасны дороги; также и в домах, расположенных за городскими укреплениями, едва можно было найти безопасное и спокойное место...» Таким образом, ожесточенная классовая борьба, осложненная тем, что крестьяне выступали против феодалов-чужеземцев, была характернейшей чертой внутреннего строя государств крестоносцев. Эти феодально-раздробленные государства в условиях все обострявшейся борьбы местного населения против чужеземных захватчиков не могли быть прочными. В 1144 году крестоносцы были вынуждены оставить Эдессу, захваченную мосульским эмиром. Потеря Эдесского графства сразу и резко ухудшила положение владений крестоносцев на Востоке. Католическая церковь вновь выступила с проповедью Крестового похода. Под руководством французского короля Людовика VII и немецкого императора Конрада III был начат Второй Крестовый поход114749 в Переднюю Азию. Однако этот поход закончился для крестоносцев полнейшей неудачей. Такой же неудачей закончился и происходивший одновременно Крестовый поход в земли полабских славян, куда направилась часть немецких феодалов.
Первый Крестовый поход
Осенью 1095 г. в Клермоне (Франция) был созван Собор, на котором 24 ноября папа Урбан II произнес речь, проповедовавшую поход для освобождения Святой Земли и Гроба Господня. Проповедь Крестового похода имела громадный успех: под крики толпы «Так хочет Бог!», ставшими позднее боевым кличем, многие тут же дали обет идти против неверных и нашили себе на плечо кресты, отчего и получили название «крестоносцев», а походы — «крестовых».
Смотреть полностьюПленение Боэмунда
Он попал в турецкую засаду возле Алеппо и три года пробыл в плену в Себастии (совр. город Сивас в Турции).
Болдуин I
Участник первого крестового похода, король Иерусалимский с 1100 года.
Младший брат Готфрида Бульонского, Болдуин принимал участие в первом крестовом походе, но, поссорившись с остальными правителями, отправился в Эфес, где был усыновлен местным правителем. Когда тот был убит восставшими, Болдуин стал княжить вместо него.
После смерти своего брата Готфрида в 1100 г. Болдуин наследовал ему, несмотря на сопротивление Танкреда и патриарха, а после окончания победоносного похода стал королем. Проводя все время в непрерывных войнах, Болдуин завоевал береговую полосу со значительными городами — Арзуфом, Цезареей, Птолемандой, Бейрутом и Сидоном, обеспечив таким образом своему королевству сообщение с Западом.
Болдуин I скончался в марте 1118 г. во время похода в Египет.
Смотреть полностьюРазгромы крестоносцев в Анатолии
Через Анатолию двинулись три части войск крестоносцев, возглавленные соответственно Вильгельмом Пуатье и Раймундом Тулузским; Этьеном де Блуа, а также Гуго Вермандуа. Первая часть войск, целью которых являлось вызволить Боэмунда, была разбита при Мерзифоне турками под командованием Мухаммеда ибн Данишменда (1101 г.). Спаслись буквально несколько человек, в том числе Раймунд; вторая — потерпела поражение у Гераклеи (совр. город Эрегли в турецком вилайете Конья; 1101 г.); третья — через несколько месяцев была истреблена практически поголовно, опять же близ Гераклеи (1102 г.).
Первая битва при Рам-Аллахе
Болдуин с отрядом из 1100 человек разбил при Рам-Аллахе (стратегически важное скрещение путей к западу от Иерусалима) тридцатидвухтысячную египетскую армию под командованием Саада эль-Давлеха.
Вторая битва при Рам-Аллахе
С отрядом из 200 человек Болдуин самонадеянно атаковал тридцатитысячную египетскую армию и был буквально раздавлен. Он сумел спастись, собрал армию из 8 тысяч человек, разбил египтян под Яффой и затем преследовал их до Аскалона (совр. город Ашкелон в Израиле).
Датский крестовый поход
Король Дании Эйрик I Добрый через Русь дошел до Константинополя и переправился морем на Кипр, где и умер. Тогда командование небольшим отрядом взяла на себя его жена Батильда и продолжила путь в Яффу.
Битва при Каррах
Боэмунд, недавно выпущенный на свободу из себастийского плена, потерпел поражение в битве, весьма напоминавшей разгром Красса.
Норвежский крестовый поход
Король Норвегии Сигурд I отправился в Святую Землю морем; по пути он несколько раз высаживался в мавританской Испании и нападал на прибрежные поселения. Он был первым европейским монархом, добравшимся до Святой Земли. Вместе с венецианцами он помогал Болдуину во взятии Сидона (совр. город Сайда в Ливане), а осада Тира (совр. город Сур в Ливане) прошла неудачно, крестоносцы были отбиты (1109 г.).
Поход к Красному морю
Болдуин возглавил военную экспедицию к заливу Акаба, где поставил крепость Эйлат.
Вторжение в Египет
Менее чем с тысячным отрядом Болдуин пересек Синайскую пустыню, но во время этой кампании умер. Маленькая армия его вернулась в Палестину, ничего не добившись.
Болдуин II
Король Иерусалимский с 1118 г.
До своего помазания на царство патриархом Арнаульфом назывался графом Эссекским. В его правление в 1124 г. с помощью венецианского флота был завоеван Тир и основаны ордена иоаннитов и храмовников. Взятый в плен турками, он провел в заточении полгода и скончался, оставив королевство своему зятю Фульку.
Смотреть полностьюБитва при Антиохии
Войско графа Рожера из Салерно, выдвигавшееся к Алеппо навстречу армии вторжения под командованием Ильгази, было захвачено врасплох на марше и уничтожено.
Нападение на Иерусалим
Крестоносцы отразили попытку египетской армии захватить Иерусалим.
Фульк Анжуйский
Болдуин III
Король Иерусалимского королевства крестоносцев с 1143 г., из Анжуйской династии.
Современники считали его воплощением рыцарского идеала и благородного короля. Ему удалось отвоевать Аскалон, но борьба за Дамаск с Нур-эд-дином завершилась поражением крестоносцев.
В 1152 г. одержал победу под Иерусалимом, но вскоре потерпел страшное поражение от алеинского султана Нур-эд-дином на берегах Иордана. Победа, одержанная им при Тивериадском озере в 1158 г., восстановила королевству Болдуина прежнее значение, и он царствовал с тех пор никем не тревожимый, заботясь о сохранении спокойствия внутри государства.
Вступив в брак с дочерью греческого императора Мануила Феодорой, он приобрел союзника, но несмотря на это его поход против Нур-эд-дином не принес ему ожидаемых выгод, поскольку Иерусалимское королевство уже было слишком потрясено неудачей Второго крестового похода и нескончаемыми внутренними междоусобиями.
Смотреть полностьюПадение Эдессы
Имад-аль-Дин Занги отвоевал Эдессу у графа Джоселина II. Это послужило причиной того, что папа призвал к новому Крестовому походу.
Поход в Сирию
Успешный набег крестоносцев на крепость Босру, расположенную в 160 км к востоку от реки Иордан.
Второй Крестовый поход
В XII в. началось сплочение мусульманских княжеств для сопротивления крестоносцам, а в 1144 г. правитель Мосула Имадеддин-Ценки захватил Эдессу. Весть об этом вызвала новый подъем религиозного воодушевления на Западе и привела ко Второму Крестовому походу. Его главным вдохновителем выступил аббат Бернар Клервоский.
Возглавляли поход в основном германский император Конрад III и французский король Людовик VII. Оба отправлялись из Константинополя, но разными путями (1147 г.). Немцы двигались практически тем же маршрутом, что и Первый Крестовый поход, но возле Дорилея (совр. город Эскишехир в Турции) у них кончились припасы, и оголодавшие крестоносцы не смогли отразить турецкого нападения. Конрад III и горстка тех, кто спасся вместе с ним, вернулись в Никею (совр. город Изник в Турции), а оттуда направились в Палестину морем.
Французы же выбрали путь подлиннее, ближе к побережью, чтобы как можно дольше оставаться на территории Византии. Восточнее Лаодикеи (совр. город Латакия в Сирии) они были остановлены турками, но сражение окончилось практически вничью. Тогда Людовик VII погрузил свою кавалерию на корабли и отплыл в Палестину. Пехота продолжала прежним маршрутом двигаться на восток и, в конце концов, была уничтожена турками до последнего человека. Прибыв в Палестину, Конрад III и Людовик VII присоединились к Болдуину III, королю Иерусалимскому, в походе на Дамаск (1148 г.). Осадив город, армия крестоносцев вскоре распалась на отдельные отряды из-за трений между Конрадом III, Людовиком VII и Болдуином III. Так кончился столь неудачно начавшийся Второй Крестовый поход.
Во второй половине XII века опасность Иерусалимскому королевству начала грозить уже не только с севера и северо-востока, но и с юга. После падения династии Фатимидов в Египте ( 1171 г.), когда египетским султаном сделался даровитый полководец Салах-ад-дин1169(1171)93, или Саладин, Египет, мусульманские территории Сирии, а также Хиджаз составили одно государство — султанат, ставший самым сильным из мусульманских стран Восточного Средиземноморья не только в экономическом, но и в политическом отношении. Иерусалимское королевство попало, таким образом, в тиски и с юга, и с востока.
Саладин объявил крестоносцам «священную войну» и нанес им страшное поражение при Тивериаде. Затем Саладин в течение нескольких недель захватил Сидон, Бейрут, Аскалон, Яффу и, наконец, Иерусалим ( 1187 г.). В противоположность крестоносцам Саладин не устроил резни в побежденном городе и за выкуп выпустил из него христиан. В качестве выкупа Саладин взял по 10 золотых динаров за мужчину, по 5 золотых динаров за женщину и по 1 золотому динару за ребенка. Те лица, которые не внесли выкупа, были обращены Саладином в рабство. Таким образом, не прошло и ста лет с тех пор, как крестоносцы захватили Иерусалим, а он уже был ими потерян. Это свидетельствовало прежде всего о той ненависти, которую крестоносцы внушили к себе на Востоке.
Захват Иерусалима Саладином послужил толчком к организации Третьего Крестового похода118992, который, несмотря на то, что в нем участвовали три западноевропейских государя (король Англии Ричард I Львиное Сердце, король Франции Филипп II Август и германский император Фридрих I Барбаросса), не дал других результатов, кроме того, что во время этого похода Ричард Львиное Сердце захватил в свои руки остров Кипр и, совместно с Филиппом II, — крепость Акру с ее округой. Фридрих I Барбаросса, который вел свое войско отдельно, утонул при переправе через одну из речек Малой Азии. Иерусалим остался в руках у мусульман, а крестоносные владения свелись к княжеству Антиохийскому, объединившемуся с графством Триполи в одно государство, городам Акре, Тиру и некоторым другим, а также к Кипрскому королевству.
Объединение сирийских мусульман при Нур-ад-Дине
После смерти Имад-аль-Дина Занги города крестоносцев находились под постоянным, и чем дальше, тем сильнее возрастающим, давлением его сына, Нур-ад-Дина. Чтобы помешать тому покорить Египет, король иерусалимский Амальрик (Амори) I периодически водил войска в долину Нила, но, в конечном итоге, был отбит. Вскоре сирийские и египетские мусульмане объединились под властью Салах-ад-Дина, который, проведя несколько успешных кампаний, объявил христианам священную войну — джихад.
В Тивериадском сражении (Хыттинском побоище) он в разгромил короля иерусалимского Гвидо Лузиньяна, а потом захватил Иерусалим и большинство христианских городов и укреплений в Палестине. Из крупных портов в руках христиан остался только Тир (совр. город Сур в Ливане) благодаря крайне своевременному прибытию морем маркиза Конрада Монферратского и небольшой армии новых крестоносцев. Пока папа римский призывал к новому Крестовому походу, Конрад и Гвидо продолжали сражаться против Салах-ад-Дина.
Захват Аскалона
В результате этого Болдуин III, христианский король Иерусалима, получил контроль над всем побережьем Палестины.
Битва при броде Якова
Здесь мусульмане по отдельности разбили европейские пехоту и кавалерию, разошедшиеся при переправе через Иордан.
Борьба за Египет
Салах ад-Дин
Правитель Египта с 1171 г., основатель династии Айюбидов.
Курд по происхождению. Сын Айюба ибн Шади — одного из военачальников сирийского султана Нур-ад-дина, успешно боровшегося с крестоносцами.
В 1164–69 гг. участвовал в военных походах на Египет. В 1169 г. был назначен везиром Египта, а в 1171 г., после смерти последнего халифа династии Фатимидов, захватил власть в Египте и провозгласил сюзеренитет Аббасидов, получив от них в 1174 г. титул султана.
После смерти Нур-ад-дина в 1174–86 гг. подчинил его сирийские владения и некоторые владения мелких иракских правителей.
Смотреть полностьюАмальрик I
Король Иерусалимского королевства крестоносцев с 1162 г., из Анжуйской династии.
В 1163 г. вторгся в Египет, но получил отпор от Саладина, который в ответ даже штурмовал Иерусалим.
Смотреть полностьюБолдуин IV Прокаженный
Король Иерусалимского королевства крестоносцев с 1174 г.
Из-за его болезни (проказа) королевством фактически управлял его дядя Раймунд Триполитанский.
Смотреть полностьюРаскол в стане крестоносцев
Заболевание бездетного короля Болдуина IV проказой привело к борьбе за престолонаследие. От этого выиграл Салах-ад-Дин: он закончил покорение Сирии, не прекращая при этом набегов на христианские территории, хотя потерпел поражение в битве при Рам-Аллахе (1177 г.).
Самым способным правителем среди крестоносцев был Раймунд, граф Триполитанский, но королем стал, женившись на сестре Болдуина IV, его враг Гвидо Лузиньян. Тем временем беспринципный Рено Шатильонский из замка Крак де Шевалье дважды нарушал перемирия, заключенные крестоносцами с Салахад-Дином, чем и спровоцировал объявление священной войны.
Гвидо де Лузиньян
Король иерусалимский c 1186 г. и кипрский с 1195 г.
Зять иерусалимского короля Амальрика I. После смерти Балдуина V Гвидо удалось вступить на иерусалимский престол в 1186 г., но в следующем году он в битве при Гаттине был взят в плен Саладином.
В 1195 г. Ричард Львиное Сердце отдал ему только что завоеванный Кипр, где он и умер в 1195 г. Потомки его царствовали в Кипре до 1473 г.
Смотреть полностьюВторжение Салах-ад-Дина в Палестину
С приблизительно двадцатитысячной армией Салах-ад-Дин осадил Тиверию на западном берегу Генисаретского озера. Гвидо Лузиньян собрал под свои знамена всех, кого только смог (в результате получилось войско примерно такой же численности) и двинулся на Салах-ад-Дина. Король иерусалимский пренебрег советом Раймунда Триполитанского и завел армию в безводную пустыню, где их атаковали и окружили мусульмане.
Сражение при Хаттине
Участники сражения | |
Мусульманская армия | Крестоносцы |
Командующие | |
Салах ад-Дин1169(1171)93 | Раймунд ТриполитанскийИбелинРене ШатильонскийГвидо де Лузиньян118695 |
Исход боя | |
Сокрушительное поражение крестоносцев |
Близ деревни Хаттин Салах-ад-Дин сумел отделить кавалерию крестоносцев от пехоты и по очереди разбил. Только Раймунд Триполитанский да командовавший арьергардом барон Ибелин с небольшим отрядом кавалерии смогли прорваться через окружение (согласно одной из версий, с негласного одобрения Салах-ад-Дина, искренне уважавшего старого воина); остальные крестоносцы были убиты или захвачены в плен, в том числе были пленены сам король иерусалимский, великий магистр ордена тамплиеров, Рене Шатильонский и другие.
Рене Шатильонского Салах-ад-Дин собственноручно казнил, а Гвидо Лузиньяна впоследствии отпустил, взяв с того обещание, что он больше не будет воевать. Тем временем вернувшийся в Триполи Раймунд скончался от ран.
Покорение Салах-ад-Дином Палестины
Он захватил Тиверию, Акру, Аскалон и другие города (воины их гарнизонов, почти без исключений, попали в плен или погибли при Хыттине). Салах-ад-Дин уже шел на Тир, когда очень вовремя прибыл морем маркграф Конрад Монферратский с отрядом крестоносцев, обеспечив, таким образом, городу надежный гарнизон. Натиск Салах-ад-Дина был отбит.
Взятие Салах-ад-Дином Иерусалима
В отсутствие укрывшегося в Акре короля оборону города возглавил барон Ибелин. Однако защитников не хватало, продовольствия тоже. Поначалу отвергнув относительно великодушные предложения Салах-ад-Дина, в конце концов гарнизон принужден был сдаться. В пятницу 2 октября 1187 года почти сто лет пребывавший в руках христиан Иерусалим был торжественно возвращен мусульманам. Горожан Салах-ад-Дин отпустил на все четыре стороны при условии, что они внесут за себя соответствующий (и немалый) выкуп. Многим выкупиться не удалось, и они были обращены в рабство.
Операции под Тиром
Захватив Иерусалим, Салах-ад-Дин занялся Тиром. Период осторожного прощупывания и мелких стычек длился более года.
Осада Акры
Во главе небольшого отряда крестоносцев Гвидо Лузиньян отважно выдвинулся осадить Акру. К нему присоединились Конрад Монферратский и другие крестоносцы, недавно прибывшие из Европы. Им удалось отогнать армию Салах-ад-Дина, шедшую на выручку осажденным.
Сражения под Акрой
Со стороны суши армия Салах-ад-Дина окружила крестоносцев плотным кольцом; за время осады состоялись девять крупных боев и неисчислимое множество мелких столкновений. На море господствовали генуэзский и пизанский флоты, так что припасы и подкрепления поступали к крестоносцам бесперебойно.
Третий Крестовый поход
Четвертый Крестовый поход
Вскоре после завершения Третьего крестового похода папа Иннокентий III стал проповедовать Четвертый Крестовый поход. Пламенный проповедник Фульк из Нельи уговорил принять крест графа Тибо Шампанского, Симона де Монфора, Балдуина Фландрского с братьями и многих рыцарей.
Смотреть полностьюПятый Крестовый поход
В 1215 году папа римский Иннокентий III снова призвал к Крестовому походу — и опять настаивал, что идти надо через Египет. Чтобы заручиться папской поддержкой в борьбе с Оттоном IV за германский императорский трон, возглавить поход пообещал Фридрих II Гогенштауфен. Крестоносные армии из Венгрии, Скандинавии, Австрии и Голландии прибыли в Акру, где соединились с войсками короля Иерусалима Иоанна II Бриенского, Орденов госпитальеров и тамплиеров, а также феодальными ополчениями, набранными в ближневосточных государствах крестоносцев (1217–1218 гг.). Высадка произошла у Дамьетты, где крестоносцам оказал жесточайшее сопротивление Мелик аль-Камил, сын султана аль-Адила. Пока генуэзский флот громил в устье реки египетский, крестоносцы осадили Дамьетту. Осада продолжалась почти полтора года; пала Дамьетта только в ноябре 1219 года.
Тем временем к армии крестоносцев присоединился папский легат кардинал Пелагий и настоял, чтобы командование передали ему. Король Иоанн II Бриенский согласился явно без особой охоты, но оставил за собой тактическое руководство. Больше года, отвергая предложения египетского султана о мире, крестоносцы просидели в Дамьетте, вот-вот ожидая прибытия Фридриха II Гогенштауфена с подкреплениями; но в начале 1221 года с подкреплениями прибыли Герман фон Зальц, великий магистр Тевтонского ордена, а также Людовик, герцог Баварский. Это довело суммарную численность крестоносной армии до 46 тысяч человек, из которых, вероятно, 10 тысяч составляла кавалерия. В распоряжении аль-Камила, ставшего султаном после смерти отца, находилось 70 тысяч человек.
Раздоры
В эти годы не прекращались постоянные выяснения отношений между Фридрихом II Гогенштауфеном (нога которого на Святую Землю больше не ступала) и местными баронами, которые вели себя чем дальше, тем более независимо. Положение Фридриха II стало еще более шатким, когда он снова был отлучен от церкви в результате очередного спора с папой римским.
Подкрепления
Теобальд (или Тибо) IV, граф Шампани и король Наварры, отплыл в Акру (1239 г.), проигнорировав папский запрет — Григорий IX полагал, что прибытие в Святую Землю свежих сил крестоносцев только упрочит положение Фридриха II, так что лучше уж пусть Иерусалим достанется мусульманам, нежели останется под властью Фридриха II. Также пренебрег запретом и отплыл в Святую Землю Ричард Корнуэльский, брат Генриха III Плантагенета (1240 г.). Вместе с Теобальдом IV они укрепляли Аскалон (совр. город Ашкелон в Израиле) и несколько раз водили походы на пограничные мусульманские территории. Больше никаких достижений за эти два года не отмечено.
Падение Иерусалима
Хорезмийцы, бежавшие на запад после покорения Персии монголами, захватили и разграбили Иерусалим и вступили в союз с Египтом. Местные крестоносцы, заключившие союз с эмиром Дамаска, были наголову разбиты под Газой объединенными силами египтян и хорезмийцев. Важную роль в победе сыграл молодой правитель мамлюков Бейбарс126077.
Взятие мамлюками Аскалона
Государства крестоносцев стали пешками в жестокой борьбе египетской империи мамлюков с завоевавшими Персию монголами. Когда монголы отступили из Сирии, Бейбарс — теперь султан Египта — начал по очереди завоевывать одно ближневосточное государство крестоносцев за другим.
Завоевание монголами Северной Сирии
Ильхан Хулагу125665 (по имени которого и была названа хулагуидская династия) готовился выступить на юг, когда смерть великого кагана Мункэ заставила его, как повелевал закон Чингисхана вернуться в Каракорум. В Сирии он оставил оккупационную армию под командованием Китбога (или Кет-Буки). Судя по всему, Китбогу было дано указание помогать крестоносцам против мамлюков. Герцог Антиохийский Боэмунд IV заключил с Китбогом союз. Остальные крестоносцы предпочли воздержаться, будучи не в состоянии выбрать между мусульманами-мамлюками и язычниками-монголами.
Битва при Айн-Джалуте
Китбог, которого поддерживали несколько отрядов крестоносцев, был наголову разбит близ Назарета многократно превосходящей по численности армией мамлюков под командованием Котуза. Это была высшая точка монгольской экспансии — дальше начался откат.
Завоевания мамлюков
В правление султана Бейбарса экспансия мамлюков осуществлялась практически беспрепятственно; этому способствовали постоянные стычки между крестоносными баронами, войны Генуи с Венецией и Венеции с Латинской империей. После падения Антиохии (1268 г.) в руках христиан оставались только Акра, Триполи и несколько отдельных замков.
Мусульмане завершили отвоевывать земли, ранее покоренные крестоносцами. Хотя временами какие-то боевые действия кое-где и вспыхивали, но падение Акры ознаменовало собой конец двухвековой эпохи Крестовых походов.
Взятие замка Крак-де-Шевалье
После долгой осады мамлюкский султан Бейбарс захватил крепость рыцарей-госпитальеров около Триполи — вероятно, самое мощное фортификационное сооружение в мире.
Прибытие Эдуарда
Во главе небольшой, всего лишь тысячной, армии Эдуард I12721307 предпринял несколько походов против мусульман (и один раз даже дошел до Назарета), пытался вести переговоры с монголами и чуть было не пал жертвой ассасина. Добиться Эдуарду, фактически последнему из великих августейших крестоносцев, не удалось практически ничего.
Битва при Хомсе
Монгольское войско численностью 30–50 тысяч человек стремительно ворвалось в Сирию, где к ним присоединилась довольно крупная армия крестоносцев. Наследник Бейбарса, султан Калаун, повел навстречу им стотысячную армию. В последовавшем сражении добиться решающего перевеса не удалось никому. Вскоре монголы отступили.
Падение Триполи
Город был захвачен мамлюкским султаном Калауном.
Падение Акры
Сын Калауна, султан аль-Ашраф Салахад-Дин Халиль, долго осаждал Акру и в конце концов взял город, преодолев доблестное сопротивление защитников. Так пал последний оплот крестоносцев на Ближнем Востоке.
Итак, завоевания крестоносцев на Ближнем Востоке оказались чрезвычайно непрочными и недолговечными. Децентрализованные крестоносные государства, раздираемые внутренними противоречиями, не смогли противостоять объединившимся под властью Саладина Египту и Сирии и сохранить в своих руках захваченные территории. Большую роль в ослаблении крестоносных государств, несомненно, играла Византия, занимавшая по отношению к крестоносцам в основном враждебную позицию, неоднократно вступавшая в союз с сельджуками и упорно стремившаяся отнять у крестоносцев те территории, которыми когда-то она владела.